Болезнь Пика / Организация социально психологической помощи студентам

Организация социально психологической помощи студентам

Бурдина Е.И. Колюх О.А. Кодекова Г.Б. Нургазина А.З.

Организация психологической помощи студентам с рисками вовлечения в социальные эпидемии

Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова

Любые противоречивые ситуации и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Коммуникативные навыки усваиваются точно так же, как любые другие. Чтобы им научиться, нужна практика. Каждый участник тренинга, наблюдая за окружающими, может идентифицировать себя с другими, смоделировать различные навыки. В тренинге создается возможность эмоционального проживания новых моделей поведения и связанных с ними результатов.

Тренинговая группа – это место, где каждый участник может лучше понять и принять себя. Психологический тренинг открывает участникам широкое поле для того, чтобы вступить в общение с самим собой. С помощью упражнений тренируются навыки и умения, психические процессы и свойства личности.

Студенчество – это важный этап социально-профессионального становления лич­ ности. Глубокое изменение социальной ситуации развития приводят к кризису идентичности, который выражается в том, что личность испытывает неуверенность, дискомфорт, растерянность. Ведущие потребности юности — это потребности в социальном и профессио­нальном самоопределении, социально-психологической поддержке и защите, а также потребность в достижениях.

Психологическая помощь студентам с рисками вовлечения в социальные эпидемии не отделима от помощи их окружению и давно является одним из наиболее приоритетных направлений. Поэтому сейчас одной из наиболее приоритетных форм работы психологов-практиков в нашей стране становится разработка теоретических и организационно-методических основ психологической помощи зависимым и созависимым и их апробация.

Программа психологического сопровождения студентов с рисками вовлечения в социальные эпидемии должна основываться на психосоциальном подходе. В программе должны сочетаются как групповые формы работы по типу групп само- и взаимопомощи, так и индивидуальная работа с психологами.

Нами была разработана программа психологической помощи студентам с рисками вовлечения в социальные эпидемии, в которой были учтены все индивидуально-типологические особенности проявления нестабильности эмоций студентов в межличностных отношениях, выявленные нами в результате диагностики. Программа тренинга разработана на основе трудов К.Рудестама, С.Глэддинг, Ю.Н.Емельянова, И.В.Вачкова, Н.Н.Васильева, О.В.Евтихова, Т.В.Зайцевой, В.А.Чикер.

Цель программы: обучение адекватным способам эффективного взаимодействия, развитие коммуникативной компетентности студентов.

1. Исследовать психологические проблемы каждого участника в группе и определить пути их решения;

2. Научиться устанавливать и поддерживать психологический контакт в общении;

3. Сформировать адекватное представление о себе;

4. Развить способности эмоциональной и поведенческой саморегуляции.

В программу входят элементы работы с личностью участников групп, включающие в себя осознание индивидуальных качеств, мешающих разрешению противоречивых ситуаций и нарушающих внутриличностное равновесие. В рамках социально–психологического тренинга основным фактором воздействия становится группа, процессы групповой динамики, особенности обратной связи. Психолог помогает этим процессам в группе развернуться. В эмоциональной сфере социально-психологический тренинг должен помочь участникам:

– получить эмоциональную поддержку со стороны группы, что приводит к ощущению собственной ценности, росту открытости и активности;

– пережить в группе те чувства, которые они часто испытывают в реальной жизни, воспроизвести те эмоциональные ситуации, которые были у них в действительности и с которыми ранее они не могли справиться;

– пережить неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций;

– научиться в искренности в отношении к себе и к другим людям;

– стать более свободными в выражении собственных негативных и позитивных чувств;

– произвести эмоциональную коррекцию отношений.

Для создания программы коррекции нами была выбрана девятишаговая модель подготовки к тренингу, предложенная И.В.Вачковым. Также мы приняли во внимание точку зрения И.В.Вачкова относительно того, какие события проявляют себя на тренинге. К таким событиям он относит:

1. События, произошедшие с членами группы до тренинга (события приятные и неприятные, дающие уверенность в себе (ресурсные) и психотравмирующие, конструктивные и деструктивные, внутренние и внешние);

2. События, происходящие на тренинге (события, которые отвечают принципу "здесь и теперь": инсайты, реальные конфликты, "прочувствование" другого человека и многое другое);

3. События, которые пока не произошли, но желательно их осуществление после тренинга (события конструируются, моделируются, как бы "проживаются заранее").

На первом этапе работы нами были определены темы и цели тренинга как образа будущего результата. Мы исходили не только из собственных интересов, но и из реальных запросов и трудностей участников программы. Нами также было предложено участникам ответить на следующие вопросы:

– что хотят получить участники группы на тренинге?

– чего каждый участник группы реально сможет и должен достичь?

– каков будет конечный результат работы?

На втором этапе работы нами был определен состав участников тренинговой группы. Студенты были разделены на 5 групп по 20 человек в каждой.

На третьем этапе работы мы спланировали количество тренинговых занятий, определили, как часто будут проходить встречи и сколько времени будет длиться каждое занятие.

На четвертом этапе работы мы четко и ясно сформулировали проблемы, которые предстоит решить в процессе тренинга.

На пятом этапе работы мы сфо рмулировали задачи тренинговой программы.

На шестом этапе работы нами были подобраны соответствующие упражнения, которые должны будут работать на решение поставленных задач.

На седьмом этапе работы нами был составлен сценарный план тренинга и распределены подобранные упражнения по занятиям. При этом нами также были учтены следующие критерии:

– решаемая упражнением задача.

– время, которое необходимо затратить на упражнение.

– совместимость упражнений друг с другом.

– стадия групповой динамики.

– когда будет применено упражнение.

– степень активности участников группы.

– уместность применения упражнения в данный момент.

– готовность участников группы к упражнению.

На восьмом шаге нами был написан краткий сценарий тренинга с указанием цели каждого занятия и всех необходимых материалов.

При комплектовании коррекционных групп мы руководствовались двумя основными принципами: принципом добровольности и принципом информировано. Следовательно, участие в тренинге было добровольным: студенты самостоятельно принимали решение работать в коррекционной группе и знали заранее те процессы, которые будут происходить в группе. Приглашая на тренинг потенциальных участников, мы доступно объяснили цели работы, ее форму проведения, и, таким образом, сформировали у них мотивацию к этой деятельности.

Результативность психологического тренинга зависела от соблюдения участниками в группах следующих принципов: активность на занятиях; "здесь и теперь"; доверительность; добровольность и конфиденциальность участия в тренинге; искренность; одобрение и взаимоподдержка участниками друг друга; исследовательская позиция; экологичность.

На первом этапе занятий мы проводили упражнения, которые позволяли создать уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы и сплоченности в группе, а также такое состояние каждого участника, которое позволяло более успешно работать.

В основной части занятий мы проводили упражнения с приобретением знаний, развитием формированием умений, навыков, а также тех качеств, которым было посвящено занятие, развитием установок, определяющих поведение в межличностных отношениях.

Заключительный этап занятий состоял из двух частей. В первой части мы проводили обсуждение того, что произошло в процессе работы (групповая рефлексия). Во второй части заключительного этапа участники обменивались пожеланиями и выражениями благодарности друг другу за поддержку ("Что бы Вам хотелось сказать группе перед уходом?").

Приемный ребенок до 2 лет проблемы страхи
Виды психологической помощи детям с рда лебединский
Тематическое планирование для 2 4
Аюрведа и панические атаки
Навязчивые страхи и фенобарбитал