Болезнь Пика / Психологическая помощь подросткам с высоким уровнем конфликтности

Программа по профилактике конфликтов среди подростков "Я здесь самый главный"

Описание разработки

Содержание

План реализации программы

Занятие №1 "Что такое конфликт. Причины возникновения"

Занятие №2 "Поговорим о дружбе"

Занятие №3 "Навыки общения"

Занятие №4 "Навыки общения"

Занятие №5 "Я среди людей"

Занятие №6 "Отношение к конфликтам"

Занятие №7 "Управление конфликтами"

Занятие №8 "Он первый начал, или способы решения конфликтной ситуации"

Занятие №9 Деловая игра "Потерпевшие кораблекрушение"

Занятие №10 "Мотивы агрессивного поведения"

Занятие №11 "Негативные чувства"

Занятие №12 "Расслабление"

Занятие №13 "Эти негативные чувства"

Пояснительная записка

В настоящее время перед образованием поставлены новые цели и задачи – формирование личности гражданина демократического правового общества. Все качества гражданина (активность, толерантность, способность к самоопределению и т. д. ) связаны с функционированием определенных психологических механизмов личности как субъекта собственной жизнедеятельности и общественной жизни.

Особого внимания требуют школьники, которые в силу своих индивидуальных психологических и физиологических особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке.

Способность строить конструктивные отношения с окружающими и эффективно решать спорные проблемы является важным показателем развития личности. Характерные для каждого человека способы поведения в конфликтных ситуациях начинают складываться на ранних этапах становления личности, в процессе активного освоения ребенком окружающей действительности, его включения в широкую систему социальных отношений, осознания себя и своего места в ней.

Особенно важным с этой точки зрения является подростковый возраст как наиболее сложный, противоречивый и потому - наиболее конфликтный. Приобретаемый подростком опыт успешного или неуспешного общения служит основанием для усвоения разных по конструктивности способов решения конфликтных ситуаций.

Различные аспекты проблемы межличностных конфликтов подростков представлены в работах Э. М. Александровской, Ю. Е. Алешиной и А. С. Коноводовой, Н. У. Заиченко, Е. Г. Злобиной, В. А. Кан - Калика, Д. В. Колесова, И. Ю. Кулагиной, и др. Вместе с тем очевидным является противоречие между необходимостью формирования у подростков способности конструктивно разрешать проблемные ситуации в целях профилактики их негативных последствий и недостаточной разработанностью психолого - педагогических условий и механизмов, обеспечивающих решение данной задачи.

Нами было проведено экспериментальное исследование, целью которого явилось изучение поведения подростков в конфликтной ситуации и определение возможностей развития навыков конструктивного разрешения конфликтов.

Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе c тем, это самый ответственный период, т. к. именно в этот период заклaдываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к oбществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные c активным стремлением к личностному самосовершенствованию — это сaмопознание, сaмoвыражение и самоутверждение.

B начале подросткового возраста y ребенка появляется и устанавливается стремление быть похожим на старших детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответствующего обращения c собой как со взрослым человеком. однако подросток еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств y старших людей, подросток часто некритически подражает им. Довольно часто взаимоотношения со взрослыми характеризуются повышенной конфликтностью. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения.

Перестройка всей сложившейся системы отношений с родителями, учителями, сверстниками приводит к возникновению противоречий, конфликтов. Необходимо отметить, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к обострению конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком коммуникативной и социальной компетентности подростков.

Можно выделить характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым. В психолого - педагогической литературе стало традиционным обозначать этот возраст в терминах “трудный”, “конфликтный” и т. д. Критически осмысливая себя и окружающих, подросток протестует против ханжества взрослых, их мнимой праведности, при нередко лживых поступках. Отсюда вытекает особая конфликтность поведения подростков. Стоит отметить, что в конфликтной ситуации подростковая позиция отличается особой эмоциональностью и агрессивностью. Заметную роль в этом играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т. п. Соответственно конфликтное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, может выражаться в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и даже убийствах.

Таким образом, конфликтность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания, из - за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие конфликтности и агрессивности подростка влияют также природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выход внутреннему напряжению, в том числе и в ссоре, в драке и пр. Кроме того, конфликт может быть вызван необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода.

Основная цель программы: Формировать умений эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

Основные задачи реализации программы:

1. Обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

2. Коррекция своего поведение в сторону снижения конфликтности;

3. Развитие умения устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

4. Научить ребенка понимать чувства и позицию других людей, а также направлять его активность в позитивное русло;

5. Развитие способности адекватного реагирования на конфликтные различные ситуации, развитие умения предупреждать конфликты.

Студенты снимают фильм про страхи
Страхи и проблемы женщин
Центр психологической помощи при
Психологическая помощь женам пьяниц
Афабазоо при панических атаках