Лечение апатии / Психологическая помощь при здаче егэ

Как не позволить экзаменам лишить покоя всю семью

Советы от медицинского психолога, которые помогут пережить ЕГЭ без нервных тиков, бессонницы и сломанной жизни.

Опытные педагоги утверждают, что специфических познавательных проблем, связанных с ЕГЭ, нет. Дети и раньше сдавали экзамены, в разных формах и в разных условиях. Но дело в том, что можно говорить о возникновении психологического феномена ЕГЭ.

Аббревиатура "ЕГЭ" действует на нас магически, как будто единый государственный экзамен — самое главное испытание в жизни неокрепшего существа, навсегда определяющее его судьбу. Именно по баллам ЕГЭ мы начинаем оценивать качество обучения в школах, с этим связано мощное психологическое давление на учителей, которым приходится нести груз ответственности за успехи своих подопечных. Учителя, в свою очередь, стремятся разделить это давление с учениками и родителями. Это приводит к развитию нездоровой невротической атмосферы вокруг выпускника.

Психологическая помощь при здаче егэ I

Цветков В.А. "Не решила!"

Немалую роль в наращивании напряжения играют масс-медиа, которые постоянно разогревают тему ЕГЭ. В результате мы своим "взрослым" желанием обсуждать, критиковать, принимать или не принимать ситуацию создаём ажиотаж, который неизбежно влияет на старшеклассников. Ведь психологическое состояние детей — это отражение состояния окружающих взрослых.

Мы поговорили об этом с Татьяной Бузиновой, медицинским психологом детской городской поликлиники Центрального округа Москвы и специалистом Центра психодиагностики и психокоррекции Т. Г. Горячевой.

Главное — сохраняйте спокойствие

Нужно понимать, что если у подростка нет серьёзных проблем со здоровьем, он психологически и физически готов к большим эмоциональным и интеллектуальным нагрузкам. С точки зрения интеллекта ЕГЭ для него — абсолютно посильная вещь. Всё, что мешает пройти ему этот период успешно — это эмоциональные проблемы, которые создаются из-за неправильного сопровождения этого периода.

Ко мне на приём попадают подростки с ярко выраженными психологическими проблемами. У них могут быть нарушения сна, нарушения аппетита и пищеварения, навязчивые движения, тики, разного рода поведенческие реакции. Сначала родители обращаются к врачу-педиатру, потом к неврологу или гастроэнтерологу, иногда даже к ортопеду и кардиологу. Но опытные доктора понимают, что здесь имеет место не столько соматическая составляющая, сколько эмоциональные проблемы, и направляют к психологу.

Читайте также :

В результате перед психологом встаёт задача вместе с родителями разрабатывать план экстренных мер для помощи подростку, вплоть до обращения к психиатру для медикаментозного лечения. Хотя такого развития ситуации можно было бы избежать. Всего один вопрос родителя самому себе: "А почему мой ребенок стал часто болеть ОРВИ? А почему моему ребенку так тяжело вставать в школу по утрам? Почему мой ребенок слишком много или слишком мало ест? А почему моего ребенка не оттащишь от компьютера? Что происходит?"

Взрослые всегда должны помнить, что у подростков подвижная психика. Подростковый возраст склонен к драматизации: "если не сейчас — то никогда", "я хочу быть не таким, как все", или, наоборот, "почему я не такой, как все". И это нормальные явления для данного этапа жизни. Но если мы начинаем накалять атмосферу своими ожиданиями и страхами, мы тем самым вышибаем почву из-под ног подростка и провоцируем развитие разного рода психологических проблем, которые на определённой стадии могут выглядеть как обычные проблемы со здоровьем.

Психологическая помощь при здаче егэ II

Mark Wickline, "School Room"

Выпускной класс школы — это время, когда нагрузки на ребёнка возрастают. Чтобы помочь старшекласснику справиться с ними, нужно сделать самое сложное для большинства взрослых — научиться наблюдать. Попробуйте просто понаблюдать: как ведёт себя растущий человек с вами и с посторонними, что чувствует, как выражает свои чувства, как относится к житейским ситуациям, какие у него есть ресурсы для того, чтобы пережить их самостоятельно, нужна ли ему помощь и хочет ли он её.

Кому-то надо нанять репетитора, а кому-то, наоборот, убрать репетитора или сделать занятия реже. Кому-то нужно ходить на дополнительные консультации, а кому-то — просто организовать спокойную атмосферу дома и дать учебник в руки. Возможно, результаты улучшатся, если всего лишь забрав планшет, используя свой родительский авторитет.

Читайте также :

Давать советы и комментарии эффективно только тогда, когда подросток готов вас слушать. Это важно: не тогда, когда у вас есть время и желание говорить, а когда вас хотят слушать.

Что касается рекомендаций, то психолог их может давать, только разобрав каждый конкретный случай. Одного подростка можно взять "на слабо", его это мобилизует, он сможет горы сворачивать. Другому, наоборот, нужно убрать конкурентный момент и нацелить на то, что задача стоит — прийти на экзамен, сделать "как можешь" и спокойно уйти. Третьему нужно менять тактику, исходя из конкретных событий в жизни: иногда "на слабо", иногда посоветовать и помочь. Все тактики хороши, когда соответствуют потребностям подростка и его семьи. Для этого участие профессионала и нужно.

Избавьте старшеклассника от внешнего давления

Психологическое состояние подростка на "финишной прямой" перед экзаменами определяется многими условиями. Учебные факторы, связанные непосредственно с содержанием ЕГЭ — знание школьной программы, умение работать с информацией, — находятся в большей степени в компетенции школы. А вот некоторые факторы предполагают работу, прежде всего, внутри семьи, хотя учителям тоже полезно иметь их в виду.

Среди таких факторов — сложность профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Многие школьники с амбициями (зачастую — родительскими) выбирают предметы, которые они будут сдавать на ЕГЭ, уже в 10 классе. Но проблема в том, что в 9-10 классе подросток может оказаться не готов совершить выбор профессии, которая станет делом всей его жизни. В это время подростокам ближе другие проблемы — социальные, связанные с поиском своей уникальности и способностью или неспособностью вписаться в коллектив сверстников и общество в целом. О будущей профессии он начинает размышлять чуть позже, а в этом возрасте выбор за него часто делают взрослые.

В результате получается, что девочка с ярко выраженными артистическими наклонностями, которая уже в старших классах подрабатывает аниматором на праздниках, под давлением родственников — успешных врачей — готовится поступать в медицинский вуз. И несмотря на то, что химия и биология интеллектуально ей вполне доступны, у неё развивается невроз.

Психологическая помощь при здаче егэ III

Родителям в пору профессиональной ориентации пора забыть о собственных амбициях и прислушаться к амбициям подростка.

Другой фактор — страх подростка не оправдать ожидания взрослых. В личной беседе часто слышу, что подростки чувствуют формальное отношение со стороны окружающих взрослых:

Эта оценка даётся и родителям, и учителям. Взрослые слишком усердно начинают играть в эти игры вокруг ЕГЭ, и дети ощущают себя лишь средством для достижения высоких баллов. Личность старшеклассника и реальные знания, которые он получает, отходят на второй план.

В течение нескольких лет ко мне на консультации ходила талантливая девушка-подросток. Она была трудолюбива, занималась в художественной школе и готовилась к поступлению в художественное училище. Но периодически у неё наступали моменты апатии, потеря смысла учиться и жить, разочарование в собственных успехах и возможностях. В процессе общения выяснилось, что бабушка девушки, несмотря на их тёплые отношения, регулярно упрекала внучку в лени и нежелании заниматься. В результате девушка через силу занималась своим любимым рисованием. Девушка говорила, что от такого отношения у неё опускаются руки, потому что она понимает, что никогда не будет соответствовать бабушкиным ожиданиям.

Эта девушка была интеллектуально и личностно зрелой и могла критически оценивать ситуацию. Это помогло нам с ней нащупать связь между бабушкиными словами и состояниями, которые тревожили и самого подростка, и её маму. Но не каждый подросток способен осознать степень давления на себя. Тогда он просто опускает руки и начинает искать способ вернуть радость жизни. "Уход" в компьютер, которого так боятся взрослые — это одна из естественных реакций на давление. Подросток "прячется" в виртуальную реальность в надежде, что время пройдёт и всё само как-то наладится. Эта тактика особенно близка мальчикам.

Психологическая помощь при здаче егэ IV

Психологическая подготовка начинается с первого класса

Конечно, сам ЕГЭ не требует никакой специфической психологической подготовки. Психологической подготовки требует успешная взрослая жизнь, в которой непременно нужно преодолевать трудности, чтобы добиваться своего и развиваться. ЕГЭ может стать необходимой "прививкой" в начале взрослой жизни.

Самый главный навык, за который дети будут благодарны своим родителям — это самостоятельность, способность без помощи старших решать свои проблемы. И развиваться этот навык должен с раннего возраста, а в начальной школе приобретать системный характер.

Зачастую современные школьные программы с переизбытком информации и множеством проектов, которые должны выполнять младшие школьники, не имеют к настоящим учебным навыкам никакого отношения.

Чему научится третьеклассник, если дерево однокоренных слов рисуют мама со старшей сестрой ночью на компьютере? Ребёнок получит "пятёрку", но не приобретёт тех навыков и умений, которые ему потом помогут в пресловутом ЕГЭ.

Это может быть интересно :

Лучший вариант — когда ребёнку даются задания, с которыми он способен справиться сам. Согласитесь, не каждый второклассник должен уметь делать мультимедийные проекты, а вот шнурки завязывать должен уметь, и дерево рисовать — тоже (а сейчас только и слышишь: "Ой, а я не умею шнурки завязывать. Рисовать не люблю, я плохо рисую" — во втором классе!).

Но если совместная работа неизбежна, создайте условия, чтобы ребёнок сам принимал решения и активно участвовал в процессе.

Прекрасная область для развития самостоятельности — это бытовые домашние нужды. Почему-то сейчас всё чаще забывают о том, что мытьё посуды, уборка своей комнаты, приведение в порядок своей одежды и другие ежедневные обязанности — тоже инструменты развития прекрасного навыка самоорганизации.