Лечение энкопреза / Бродяжничество психологическая помощь методики

"Методические рекомендации "Профилактика бродяжничества детей (ФГОС: формирование личностных УУД)" Хабаровск 20 Методические рекомендации "Профилактика бродяжничества детей (ФГОС:. "

Для таких подростков характерна тенденция к застреванию аффекта, склонность к подозрительности, злопамятности, повышенной чувствительности в межличностных отношениях. Их поведение в значительно мере является ответом на действия окружающих, воспринимаемые аффективно, как ущемляющие личность, и сопровождаются склонностью относить собственные трудности за счет чужих недостатков. Эти качества могут обусловливать злопамятность и легкое возникновение враждебных реакций. Экстрапунитивность такой личности может выявляться более или менее открыто или выражаться в организации событий, которые ухудшают положение окружающих.

Для подростков со склонностью к бродяжничеству характерно проявление делинквентных форм поведения. Для таких подростков свойственна степень отрицания общепринятого уклада жизни и лежащих в его основе представлений о ценностях может варьировать от усиления вообще свойственных подросткам нонконформизма, реакций оппозиции и протеста до явно асоциального поведения, сопровождающегося повторным нарушением правовых норм.

Свои особенности имеются у детей, воспитывающихся вне семьи.

Недостаток общения с любящим взрослым человеком накладывает свой отпечаток на принципы общения детей-сирот с другими людьми. Эти дети, недолюбленные, нежеланные или не любимые вообще, испытывают органическую потребность в тактильных контактах. Дефицит такого общения приводит к тому, что дети с легкостью вступают в контакт с чужими незнакомыми людьми (И.В. Дубровина, А.Г. Рузская). Покидая самовольно детский дом, ребенок не испытывает страха перед улицей, он полагает, что за пределами учреждения будет так же безопасно.

У детей-сирот наблюдается нарушение способности планомерно мыслить, выстраивать логические выводы. Как следствие – неумение конструктивно решать споры, выходить из конфликтных ситуаций. Дети более агрессивны, часто стремятся обвинить окружающих, не желают признать свою вину. Дети-сироты подросткового возраста негативно относятся к тому, что они являются воспитанниками детского дома. Один из травмирующих и опасных периодов в становлении личности - когда ребенок стесняется или стыдится своего статуса.

Внешне все кажется вроде безмятежным и благополучным. И вот наступает критический момент – ребенок хочет покинуть интернат, чтобы перестать быть "интернатским".

К личностным особенностям детей-сирот относится способность "не углубляться в привязанности". Чувства носят обычно поверхностный характер. Детям присуще иждивенчество, потребительское отношение к вещам и людям, отсутствие чувства признательности и благодарности, они не испытывают сильной привязанности ни к дому, ни к людям. Когда мы говорим об эмоциях детей-сирот, следует добавлять значение "крайне". Если радость, то слишком бурная, если конфликт, то гнева – через край. Чувства, связанные с морально-нравственными понятиями, не сильно развиты. Чувство стыда, переживания за другого возникает крайне редко. Детямсиротам свойственно делить мир на "своих", (тех, кто близок им по статусу) и "чужих" (всех остальных). Причем, к "своим", они снисходительны и толерантны.

При взаимодействии с ребенком, склонным к побегам необходимо выстраивать определенную стратегию общения, учитывать, что ребенок обязательно должен иметь возможность общаться с педагогами, воспитателями. Нужно чаще разговаривать с ребенком, слышать его. За ребенком нужен постоянный контроль, но ненавязчивый, имеющий вид заботы. Необходимы доброжелательность в общении, отсутствие критики в адрес ребенка, использование приемов Явысказываний, активного слушания. В фокусе внимания взрослых должны быть позитивные намерения ребенка. Воспитываем успехом. Чаще просить помощи у этого ребенка, он должен чувствовать свою нужность и значимость. Коррекция должна быть позитивной и ненавязчивой.

Подводя итог выше изложенному, можно сделать выводы:

Большую часть юных "путешественников" составляют "государственные" дети, больше половины из них не проводят в казенном учреждении даже трех месяцев.

Основной причиной этого является невозможность ребенка адаптироваться к интернатской жизни.

Для эффективного взаимодействия педагогов, воспитателей с несовершеннолетними детьми склонными к побегам необходимы определенные личностные качества и умение правильно выстраивать общение с такими детьми.

Для подростков со склонностью к бродяжничеству характерно проявление делинквентных форм поведения. Для таких подростков свойственна степень отрицания общепринятого уклада жизни и лежащих в его основе представлений о ценностях может варьировать от усиления вообще свойственных подросткам нонконформизма, реакций оппозиции и протеста до явно асоциального поведения, сопровождающегося повторным нарушением правовых норм.

У несовершеннолетних склонных к побегам и бродяжничеству преобладают аутистические, гипертимные, циклоидные и психастенические черты личности, патохарактерологические реакции эмансипации; характерен низкий уровень конформности.

Глава3. Профилактика самовольных уходов из интернатных учреждений.

Выделяют несколько направлений профилактики самовольных уходов:

1.Контролирующее (изучение дневников наблюдений, связь с классным руководителем и администрацией);

2.Исследовательская деятельность (наблюдения, диагностирование, связь с психологом);

3.Индивидуальная работа (собеседование, выстраивание стратегий совместно с психологом с учетом выявленных отклонений личностных, поведенческих и др.);

4.Привлечение друзей (волонтеры, спонсоры, студенты) – детям всегда интересно новое общение;

5. Организация летнего отдыха;

6. Планирование воспитательной работы.

3.1. Воспитательная работа Воспитательная работа выстраивается с учетом причин, которые потенциально могут спровоцировать побег: стремление к "свободе" (уточнять, в чем именно заключается для ребенка свобода.Может оказаться,что ребенок просто хочет самостоятельно совершать покупки – организуем поход в магазин или кино);

стремление к вредным привычкам (всевозможные занятия, формирующие модель поведения, ориентированного на ЗОЖ); желание повидать родных (возможна организация поездки к родственникам, работа по поддержанию связей с биологической семьей); скука (организация досуга и вовлечение во всевозможные мероприятия – спортивные, культурно-позавательные, патриотического воспитания и т.д.); неумение конструктивно решать проблемы (обучение навыкам конструктивного общения); желание получать острые ощущения (организация соревнований, походов с определенной долей экстрима, например, сплав по рекам, турпоходы по горам, исследование пещер); неумение говорить "нет" формировать это умение, развивать уверенность в себе (тренинги уверенного поведения, занятия по преодолению созависимого поведения).

В соответствии с профилактическими задачами, можно выделить следующие разделы воспитательной работы учебно-познавательный, нравственно-патриотический, ЗОЖ, соцадаптации (семейное воспитание, безопасность человека, экономику семьи), культурно-эстетический, экологический, трудовое воспитание). Применяются разнообразные формы занятий: Предметные недели, Недели здоровья, Неделя книги, День здоровья, Неделя спорта, встречи с интересными людьми, круглый стол, дискуссия, посиделки, праздники, конкурсы, состязания, практикумы, тренинги, беседы, игры, викторины, театральные постановки). Тщательно планируется организация досуга, т.к. досуг – это возможность духовно расти, развивать интересы, совершенствоваться. Ребенок не должен слоняться без дела.

Профилактика бродяжничества детей и подростков будет эффективной, если она проводится системно в рамках учебно-воспитательного процесса и процесса социальной адаптации.

Стратегические направления развития ресурсов подростка.

Индивидуальные меры профилактики бродяжничества.

Развивать подростка необходимо с опорой на его ресурсы и с учетом его потребностей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворять конструктивным образом.

Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше. Одна из возрастных задач подростков – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать. То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

1. Организация мероприятий, в которых подростку предоставляется возможность удовлетворять свое любопытство через исследование себя, разных сторон жизни, мира, природы и т.д.

2. Снижение любопытства к формам отклоняющегося поведения через демонстрацию сужения жизненного пространства человека, ведущего противоправный образ жизни или употребляющего ПАВ, роста жизненных проблем у таких людей.

Переживание "драйва". Подростки любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить с "кем-то, но не со мной". Это может проявляться и в особенностях побегов, самовольных уходов: "Вот убегу, погибну, посмотрим тогда, как они будут жалеть, что…(чего-то лишили, что-то запретили и т.д.)". Подростки весьма отстраненно воспринимают аргументы, что "когда-то в будущем" они могут жестоко поплатиться своим здоровьем, что у них могут рождаться дети-уроды, если они будут употреблять алкоголь или наркотики и т.д.

Ведь это может быть когда-то, очень в далеком будущем, а может быть, не будет никогда. Подросток ориентирован на конкретное "сегодня".

К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Это свойственно и детям. Дети любят рассказывать друг другу разные страшилки, обязательно с неожиданными жуткими концовками. Дети при этом испуганно и радостно визжат, глаза возбужденно округлены. Они радостно переживают мгновения страха, зная при этом, что они находятся в абсолютной безопасности.

В подростковом возрасте такие страшилки уже не пугают. Им на смену приходят фильмы ужасов. Но это все "не по правде". А им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.

Профилактические меры:

1. Организация мероприятий, соревнований, походов, игр и т.д. где подросткам предоставляется возможность переживать радостное напряжение разумного риска (так называемого "драйва"), преодоления собственного страха. Переживание подобного полезного "драйва" легко найти в спорте. Кроме того, в спорте можно разрядить социально приемлемым способом накопившееся напряжение, выражение гнева принимает четкие формы, ограниченные правилами, выбрасывается адреналин. Подросток имеет возможность самореализоваться. Для тех, кому трудно найти внутренние границы и ориентиры, в спорте всегда есть определенные четкие правила, дисциплина и порядок. В общем, действительно, спорт – это настоящая панацея от множества вероятных опасностей и бед. Именно поэтому развитие работы спортивных организаций, доступность участия, разветвленность и разносторонность по видам спорта является важнейшим направлением профилактики бродяжничества, как одной из форм отклоняющегося поведения.Проблема в том, что не каждый подросток идет в спорт. И так было, есть и будет всегда. Поэтому от взрослых требуется немало творчества и желания, чтобы организовать и другие формы работы для создания возможности переживать настоящий "полезный драйв".

2. Яркая демонстрация отсутствия радостного напряжения ("драйва") в темной мрачности жизни наркозависимого человека; озлобленности и саморазрушительности будней человека, практикующего агрессивное или противоправное поведение.

Получение удовольствия. Стремление к наслаждению присуще любому человеку.

Но зрелые люди знают, что для достижения настоящего удовольствия нужно проделать определенный путь. Чтобы его получить, нужно приложить усилия.

Зрелый человек может отложить получение любого удовольствия, если этого требуют обстоятельства, - тем больше будет наслаждение, когда он сможет себе его позволить. Удовлетворение от того, что удовольствие заслужено, делает его особенно глубоким.

К сожалению, многим подросткам свойственно стремиться получить все и сразу без усилий. Это желание часто сочетается со стремлением разрушать запреты, которые в детстве воспринимались спокойно и принимались как устоявшиеся правила жизни.

Большое значение имеет подростковая сексуальность. Это время, когда онанизм

– нормальный способ сбросить сексуальное напряжение. Однако многие взрослые вступают в активную борьбу с мастурбацией ребенка. Подкарауливают момент мастурбации и наказывают подростка, стыдят, пугают последствиями. Так сексуальное удовольствие сливается у подростка с чувством стыда и вины. В таком случае сексуальная разрядка не приносит разрядки эмоциональной.

Замещением сексуального удовольствия могут стать наркотики.

Профилактические меры:

1.Обязательный и серьезный подход к обучению подростков получать удовольствие и наслаждение без наркотиков. Обучение наслаждаться ощущениями (например, массаж, упругий душ, уход за телом – в отличие от поспешных гигиенических процедур). Обучение наслаждаться эмоциональными состояниями (например, при слушании трансовой и релаксационной музыки, визуализации, медитации, ритмичных танцах и т.д.).

2. Сексуальное просвещение педагогов, воспитателей, родителей и подростков.

3. Демонстрация и детальное описание болезненных состояний наркомана.

Следует обращать внимание на то, что быстро наступает полное отсутствие удовольствия при приеме дозы. Наркотик начинает восприниматься уже как необходимое лекарство для избавления от мучений, а не как источник наслаждения.

Поиск способов избавления от скуки. Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться также серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Никто не хочет переживать скуку, но часто люди не могут самостоятельно избавиться от этого чувства. Особенно свойственно переживание скуки подросткам.

Чаще всего скука – это следствие какой-либо из следующих причин:

1.Отсутствие смысла жизни: нет желаний, все представляется бессмысленным, нет интересов, стремлений – такое состояние называют ноогенным неврозом. Как правило, он является следствием деструктивного опыта:

- полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жестокого обращения;

- тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);

- чрезмерного баловства, когда ребенок не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда всего слишком много;

- чрезмерной критичности взрослых – хотеть чего-то или к чему-то стремиться опасно и болезненно, потому что за это могут высмеять или унизить; тем более опасно чего-то достигать, добиваться – малейшая ошибка приводит к жесткому осуждению.

2. Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей:

- на фоне гормонального всплеска подросток томится в ожидании "настоящей любви";

- при общении с друзьями не происходит ничего интересного (именно для того, чтобы как-то избежать скуки, подростки часто совершают рискованные поступки или даже правонарушения);

- подросток хочет, чтобы его уважали, но если он не обладает лидерскими качествами и не является "вожаком стаи", он может считать это для себя недоступным, и неудовлетворенность может переживаться им как скука;

- многие подростки склонны мечтать о недоступном: совершить какой-то подвиг (но не подворачивается случай), стать звездой экрана (но не хватает способностей или возможностей), получить редкую романтическую профессию (но не хватает усидчивости в учебе, не верит в собственные силы, считает такую профессию уделом редких счастливцев), встретить инопланетную цивилизацию и вступить с ней в контакт (но не везет – не встречается); все остальное кажется мелким, серым, скучным.

3. Жизнь "пока": все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет; ожидание всегда томительно и скучно.

Многие подростки более или менее систематически переживают чувство скуки.

К неумению отчетливо сознавать свои потребности и предпринимать последовательные шаги к их удовлетворению примешивается "сексуальная тоска"

- гормоны "кипят", и на осознанном уровне подросток мечтает о любви (которая в этом возрасте всегда сопряжена с большими проблемами). Потребность "взрослой"

любви так велика (особенно это свойственно девушкам), что на какой-то период все остальное может восприниматься как нечто неглавное, второстепенное, не дающее настоящего удовлетворения своей жизнью. Все это в комплексе может переживаться как время "пока еще не…". Многие юноши живут "пока", если они знают о неизбежности своей службы в армии: стоит ли относиться к чему-то слишком серьезно, если все равно все изменится после службы.

4. Неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением;

когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.

5. Неумение выстраивать цели для всей жизни и для временного периода:

подросток может испытывать различные желания, но они сменяют друг друга в хаотическом, никогда не реализуясь; когда нельзя просто протянуть руку и взять то, что хочешь, подросток не видит пути между желанием и его получением; это похоже на ребенка, который может решать задачки только в одно или два действия

– более сложное решение ему недоступно; подросток, не умея сложную задачу разделить на небольшие шаги, просто отказывается от осуществления желаемого;

это приводит к неудовлетворенности и скуке.

День за днем испытывая скуку, подросток стремится избавиться от нее любым путем вплоть до побега.

Профилактические меры:

1. Профилактика насилия, жестокого обращения с детьми.

2. Создавать условия, при которых ребенок, имея все необходимое, все-таки должен добиваться осуществления некоторых желаний, принимать необходимость ожидать возможности для получения чего-либо, совершать какую-то работу для получения вознаграждения.

3. Позволять ребенку мечтать и пробовать свои силы, помогать в достижениях вместо того, чтобы ругать и критиковать за неудачи.

4. Развивать лидерские качества, уверенность в себе.

5. Развивать творческие способности. Учесть, что все дети рождаются с творческими способностями. Отсутствие этих способностей – результат их блокирования чрезмерной критичностью, чрезмерным контролем, излишней гиперопекой или отсутствием возможности для их развития. Плюс в том, что творческие способности могут развиваться в любом возрасте.

6. Придерживаться самим и говорить об основной жизненной установке: смысл жизни не приходит извне; человеку дается жизнь, а чем ее наполнить и во что превратить, решает каждый сам за себя.

7. Придерживаться и говорить об отношении к течению жизни: то, что было, уже прошло и его не вернешь, то, что будет, еще не наступило, но то, каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего дня.

8. Обучать ставить большие и маленькие цели, определять задачи, которые нужно решить для их достижения, а эти задачи разделять на небольшие легко осуществимые шаги.

Принадлежность к социальной группе ("я как мои друзья") или страх перед физической и моральной расправой за сопротивление влиянию.В подростковом возрасте именно общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития. Друзья подростка, его одноклассники непрерывно и безжалостно дают ему понять, как они к нему относятся, представляет ли он для кого-нибудь интерес, ценят ли они его или презирают и т.д.

Если у подростка складываются хорошие отношения с приятелями, то самое трудное для него – потерять их расположение.


Даже когда друзья приглашают подростка участвовать в правонарушениях, попутешествовать или употребить наркотик "за компанию", он часто не находит в себе сил противостоять им. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери их расположения. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

В других случаях подростки не просто боятся потерять их расположение, но и опасаются мщения со стороны сверстников за открытое противостояние. Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.

Профилактические меры:

1.Развитие уверенности в себе.

2. Развитие положительного отношения к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт.

3. Обучение выстраиванию независимых отношений.

4. Обучение эффективным моделям выстраивания противостояния негативному влиянию и независимому поведению в сложных социальных ситуациях.

5. Развитие физической силы, а как следствие – смелости при угрозах.

Физическое развитие подростка значительно снижает желание сверстников воздействовать на него силовыми методами.

6. Развитие коммуникабельности. Умение легко устанавливать отношения помогают подростку отказываться от общения с неподходящей компанией без опасения остаться в одиночестве. Он легко может создать отношения в другом окружении.

Протест против взрослых. Особенностью подросткового возраста является стремление расширить свою свободу. При этом понимание свободы далеко не всегда сочетается с представлениями об ответственности за содеянное. Подросток бунтует против взрослых (педагогов, воспитателей, родителей), их правил, установок, но на самом деле его зависимость от них еще очень велика. Подросток заявляет: "Я не буду жить так, как вы!". Но как жить по-другому, он еще не знает.

Часто тинейджеры совершают то или иной поступок не потому, что осмысленно сделали выбор, а просто из духа противоречия. Подросток часто делает то, что ему запрещают. Иногда заведомо зная, что вредит себе, он делает что-либо, следуя формуле: "Я сам знаю, что мне делать, и никто мне не указ!".

Особенно ярко проявляется дух противоречия, когда между взрослыми и детьми нет взаимопонимания, отношения выясняются через скандалы, оскорбления.

Побеги, бродяжничество, отклоняющееся поведение становятся вызовом, крайней формой протеста.

Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если взрослые совсем не интересуются жизнью детей. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость. Отклоняющееся поведение в таком случае становится одновременно формой протеста и выполнением бессознательного предписания уничтожить себя.

Профилактические меры:

1. В социальных играх и тренингах через создание условий, метафорически воссоздающих жизненные ситуации, обращать внимание на неотвратимость ответственности за любое свое решение и каждый поступок. Лучше тему ответственности обсуждать в игровой форме, когда подросток сам понимает ее необходимость (например, см. игры "Сказка о Кащее", "Снежная Королева" и др.).

2. Обучение подростков самоанализу своих желаний и выборов: "Для чего я это делаю? Я действительно этого хочу или я завишу от желания противоречить и чтото доказывать?"

3. Обучение подростка ассертивному (то есть неагрессивному и в то же время уверенному) отстаиванию своего мнения, умению сказать нет.

4. Обучение педагогов, воспитателей, родителей эффективному взаимодействию с подростком.

Стремление снизить тревожность, вызванную неуверенностью в себе.

Подросткам свойственна неуверенность в себе. Это вызвано тем, что подросток примеривает на себя образ жизни взрослого человека (так как он ее понимает).

Соответственно он предъявляет к себе высокие требования, которые достигают уровня идеала: супермен, суперталант, суперпривлекательность, суперуспешность, суперсмелость и т.д. Этим требованиям трудно соответствовать даже взрослым людям. Так что разница между идеальным образом себя и тем, что подросток представляет собой в реальности велика и очень его расстраивает. С одной стороны, он стремится показать себя лучше, чем есть на самом деле, с другой – чувство "несоответствия" держит его в постоянном напряжении.

Профилактические меры:

1.Развитие умения видеть в себе реальные позитивные качества, принятие себя.

2. Обучение ставить перед собой реалистичные цели личного развития и пошагового их достижения.

3. Постоянная поддержка при достижении поставленных целей и развитие веры в себя через подчеркивание достижений и спокойного отношения к временным неудачам.

4. Обучение приемам и методам снятия стрессового напряжения.

Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований.

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Он особенно чувствителен к несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его высоким идеалам. Он может восхищаться "киношными" героями и глубоко презирать бытовую суету. Часто его требования справедливости и категоричные оценки вызывают откровенные насмешки взрослых. При этом подросток уже многое понимает, многое видит. Будучи не в силах преодолеть равнодушие и/или погруженность в себя взрослых, он бессознательно формирует психологические защиты от остроты переживаний. Он может стать циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать. Внутренний конфликт между стремлением к справедливости, чистоте и демонстрацией цинизма и равнодушия тревожит подростка. Он ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе. Для этого могут служить самовольные уходы, бродяжничество и другие формы отклоняющегося поведения.

Профилактические меры:

1. Обучение подростка видеть дуальность жизни и социальных явлений, то есть показывать, что в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным изменениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка к негативу.

2. Обучение приемам позитивного осмысления негативных явлений (например, см. упражнение "Поиск позитивного").

3. Психологическое сопровождение подростка при переживании горя, разочарования в любви. Распространение информации о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Психологическое просвещение: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? Как обратиться к психологу? (например, см. описание тренинга "Телефон доверия и Я").

Таким образом, профилактика побегов, самовольных уходов, бродяжничества, как одной из форм отклоняющегося поведения может проводиться по четырем стратегическим направлениям:

1. Информирование о влиянии отклоняющегося поведения (агрессивного, противоправного, аддиктивного поведения, бродяжничества) на здоровье, отношения, жизнь и всю судьбу человека – слабый уровень эффективности (но совсем без этого нельзя).

2. Развитие необходимых личностных качеств и жизненных умений – средний и высокий уровень эффективности.

3. Развитие умения строить межличностные отношения и обучение моделям конструктивной коммуникации - средний и высокий уровень эффективности.

4. Организация различных "мероприятий", которые позволяют подросткам на практике удовлетворять потребности и укреплять полученные знания и навыки (соревнования, походы, работа в различных молодежных организациях, волонтерство в организациях, работающих по развитию подростков и т.п.) – высокий уровень эффективности.

Второе и третье стратегическое направление имеют решение в рамках социально-психологических тренингов для подростков.

Глава 4. Принципы и методы индивидуальной коррекционной работы по преодолению бродяжничества

Выстраивая коррекционную работу необходимо знать:

1) за побег нецелесообразно наказывать;

2) в основе коррекции – учет особенностей личности беглеца, подлежат коррекции те личностные особенности ребенка, которые провоцируют ситуацию побега (индивидуальные занятия, тренинги);

3) выстраивание стратегии для ребенка (занятия с психологом, воспитателем, соцпедагогом).

Следует помнить, что побег – это событие, изменяющее жизнь. Коррекционная и профилактическая работа проводится наиболее эффективно при взаимодействии всех имеющихся служб:

-с участием социального педагога.

- работников детской комнаты милиции.

Используем лечебно-педагогический режим. Задачей коррекции будет устранить все, что вредно отражается на нервно-психическом здоровье ребенка, и подвергнуть основное заболевание специальному лечению. Каждый отдельный случай, естественно, требует индивидуальной психопатологической оценки, индивидуального лечебного отношения и воспитания. Для этого необходимо основательное изучение каждого случая.

Эффективен метод активизации целеустремленных действий, включающий применение различных методов при правильно налаженной организации детского коллектива и единой тактике воспитания детей:нужен достаточный состав педагогического персонала (преподаватели, воспитатели, узкие специалисты, инструкторы, администрация), его согласованность в действиях, тщательно проводимая дифференциация детей по группам и малочисленность каждой группы.

Для того, чтобы отвлечь ребенка от бродяжничества и глубже вовлечь в нормальную детскую жизнь необходимы: рационально организованный труд воспитанников – умственный и физический; использование разных видов творческого труда; организованный досуг; проведение частых экскурсий, ближних и дальних; проведение игр и спортивных мероприятий; посещение кружков, секций.

Необходимо организовать жизнь детей, привнося в нее разнообразные яркие впечатления, чтобы не было скучно, серо и однообразно.

С трудным ребенком П.Г. Бельский предлагает использовать метод индивидуального воздействия. Дружественная эмоциональная связь воспитателя с ребенком, доверительные беседы воспитателя с косвенным указанием на неправильную целевую установку поведения. У ребенка снижается уровень травматизировавших его переживаний, он постепенно принимает новые формы социально полезных установок.

Итогом работы является постепенный перевод энергии ребенка от концентрации на привязанности с психологом, педагогом на свободный выбор и построение привязанностей в коллективе, социуме.

Кроме того, П.Г.Бельский добавляет, что все индивидуальные меры должны проводиться в коллективе и с коллективом воспитанников, без правильной организации которого работа не представляется возможной.

Методы воспитания через правильно организованный коллектив дают значительные результаты.

Необходимо обратить внимание на развитие ценностно-нравственных ориентаций, (например, универсальная ценность - золотое правило "Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой").

Полезно проводить интерактивные занятия по развитию нравственного самоконтроля (работа с категориями "совесть", "честность" и т.д.).

Помогает раскрывать ресурс подростка сказкотерапия (психокоррекционные и психотерапевтические сказки)(Приложение №1).

Широко применяется для раскупорки эмоций арттерапия: с использованием зеркал, работа с мандалами (для выявления ресурса), с масками ("Здравствуй! Это Я!"и др.

Обучаем различным стратегиям поведения в конфликтной ситуации (а не только избегание), знакомим с правилами бесконфликтного общения(Приложение № 3) Учитывая влияние характерологических особенностей подростков на склонность к побегам, рекомендуем использовать "Психотехнические упражнения" по выявленным акцентуациям характера (по А.С. Прутченкову).

Необходимо расширить эмоционально-поведенческий репертуар реагирования подростка, т.е. научить его разнообразным стратегиям поведения (к примеру, обратиться к администрации интерната, лагеря, позвонить родителям, написать заявление в милицию – в первой ситуации; научиться отстаивать свои права и соблюдать права родителей или обратиться за помощью к классному руководителю в школе, к др. родственникам – во второй, но не убегать в "никуда" и не подвергать свою жизнь и здоровье опасности.

Европейские и американские исследователи утверждают, что для воспитания воли у "трудных" детей важно не развитие воли, например чтобы перенести трудные минуты или чтобы достигнуть поставленной себе цели, но выработка мотивов, обуславливающих наши действия. Среда с самыми широкими и разнообразными своими раздражителями должна быть организована таким образом, чтобы создавать и вырабатывать в ребенке мотивы ожидаемых от него поступков.

Можно указать два основных направления психокоррекционной работы с учащимися:

коррекция посредством воздействия на педагогический процесс индивидуализация обучения и воспитания; коррекция воспитательных воздействий и оптимизация взаимодействия учителей и школьников). Это психолого-педагогическая коррекция, где воспитателю в работе с трудновоспитуемым школьником необходимо учитывать три условия: 1) эмпатия;

2) положительное отношение к ученику; 3) искренность и естественность в общении с ним;

опора преимущественно на индивидуальную и групповую коррекцию индивидуальные консультации, групповые тренинги).

Ряд методик психокоррекции направлен на поиск и устранение причин возникновения трудностей у учащихся. К ним относятся игротерапия и арттерапия, методики, разработанные на принципах психодинамического и поведенческого подходов. Другая группа методик осуществляет воздействие и на внешние, и на внутренние причины.Такая коррекция не позволяет закрепиться в характере ученика негативным чертам.

Психолого-педагогические рекомендации учителям и родителям, выступающим в качестве воспитателей:

1. Единообразие требований воспитателей. Для этого коррекционную работу желательно строить с учетом мнения каждого воспитателя, чтобы предъявить к учащимся единые требования. Необходимо постоянно стремиться к наибольшему сближению позицийвоспитателей воспитанников для недопущения потери авторитета старших среди учащихся. 2. Адекватность требований.

Соответствие требований возможностям ученика. Предоставление ученику права самому определять свои главенствующие интересы в жизни. Следует учитывать, что навязывание педагогами и родителями ученику собственных высоких стандартов и чуждых ему интересов вызывает обычно у школьника чувства неуверенности, неполноценности, ущербности, а порой и агрессии. 3. Обеспечение эмоционального комфорта ученику.

Использование похвалы и поощрения. Трудных школьников хвалят за улучшение учебной деятельности, а не только за способности, за повышение уровня воспитанности, а также за творческие усилия. 8. Применение наказания в ограниченных, но необходимых случаях.

Основные усилия направляем на формирование адекватной самооценки, уровня притязаний и мотивации достижений.

Для возникновения у школьника (воспитанника) адекватной самооценки желательно, чтобы учитель в своих отношениях с учениками руководствовался следующими правилами: 1) уделять внимание всем учащимся; 2)находить время для личного контакта с каждым учеником; 3) отмечать успехи учащихся и оценивать их справедливо; 4) учитывать индивидуальные особенности школьников.

Большое влияние на отношения школьника к себе оказывает отношение учителя, если оно адекватно и может быстро перестраиваться в связи с развитием учащегося, тогда отношения между ними предсказуемы и благоприятны для развития положительной самооценки ученика.

Пять качеств необходимые в общении с ребенком, склонным к бродяжничеству:

Терпение. Это самая большая добродетель какая только может быть у воспитателя (педагога, родителя) Умение объяснять. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте кратким Неторопливость. Не спешите наказывать ребенка, разберитесь в причинах поступка Щедрость. Похвалите ребенка за хорошее поведение, побуждайте его желание еще раз услышать вашу похвалу.

Оптимизм. Воспитывайте уверенность в ребенке, поддерживайте в неудачах

– он будет чувствовать себя личностью.

Глава 5. Комплексная программа тренинговых занятий по профилактике и коррекции самовольных уходов и бродяжничества подростков интернатных учреждений "Я могу быть успешным!"

Склонность к самовольным уходам и бродяжничеству может быть обусловлена неумением адаптироваться в обществе сверстников и взрослых, неумением с ними общаться и правильно взаимодействовать, наличием определенных характерологических особенностей (акцентуаций), эмоциональной неустойчивостью, неразвитым самоконтролем и неудовлетворенностью жизненных потребностей.

Таким детям необходимо психолого-педагогическое сопровождений в трудные для них периоды жизни, чтобы уберечь их от асоциального, антиобщественного поведения, побегов и бродяжничества.

Мы составили комплексную программу групповых профилактических и коррекционных тренинговых занятий, при необходимости, рекомендуемые упражнения выборочно можно использовать и при индивидуальной работе.

Среди различных методов психокоррекции бродяжничества у подростков предпочтение отдается групповой психокоррекции. Работать с подростками 12-15 лет наиболее сложно, но такие группы имеют высокий коррекционный потенциал, так как в этом возрасте группа сверстников играет исключительную роль в жизни подростка, а сами они испытывают значительные трудности, связанные с импульсивностью, половым созреванием, конфликтными взаимоотношениями со взрослыми.

"Трудный" может сам многое сделать для себя. Подросток, склонный к побегам, испытывает глубокие переживания. Ему нужна поддержка, чтобы выразить чувства тревоги, одиночества, самоуничижения. Подростку нужно показать, каким образом он может брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Групповые занятия при работе с такими подростками более показаны, так как в подростковом возрасте именно общество сверстников становится самым важным фактором его социального развития, выражена потребность принадлежать к социальной группе "я как мои друзья", для них силен страх потери расположения сверстников.

Цель тренинга: профилактика бродяжничества.

Задачи:

1. Повышение уровня социальной адаптации

2. Развитие навыков самоконтроля

3. Формирование адекватной самооценки

4. Повышение коммуникативной компетенции.

5. Развитие ответственности за собственное поведение.

Программа состоит из 3 блоков:

1. Психодиагностический блок. Определение личностно-психологических и поведенческих особенностей воспитанников интернатных учреждений. Выделение группы риска.

2. Профилактический блок.

3. Коррекционно-развивающий блок. Реализация коррекционноразвивающей программы.

Индивидуальное сопровождение,составление педагогом-психологом индивидуальных маршрутов сопровождения детей оказавшихся в группе риска (смотри индивидуальные меры профилактики через стратегические направления развития ресурсов подростков).

Психодиагностический блок I.

Цель: Определение личностно-психологических и поведенческих особенностейподростков, склонных к побегу. Выделение группы риска.

Учитывая интеллектуальные особенности детей интернатных учреждений, для психологической диагностики мы рекомендуем использовать преимущественно проективные психодиагностические методики.

1. Диагностичекое интервью Цель: Получение сведений о ребенке, которые необходимо знать до совершения им побега.

2. Тест по методике Кеттела (эмоционально-волевой блок) Цель: диагностика эмоциональной устойчивости, степени тревожности, наличия внутренних напряжений; уровня развития самоконтроля.

3.Hand-test (адаптация Т.Н. Курбатовой) Цель: Глубинное исследование личности, валидное прогнозирование склонности к "открытому агрессивному поведению".

4. Ассоциативный рисуночный тест (АРТ) (Кудряков Ю. Н, Голубев В. П.) Цель: диагностика свойств личности и поведения: специфику ориентировки в окружающей среде, склонность к агрессии, особенности общения и поведения в группе, особенности восприятия и оценки неоднозначных ситуаций, актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола, наиболее типичные формы поведения в конфликтной ситуации, качественные характеристики представления человека о самом себе.

5. Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (В.М. Элькин).

Цель: диагностика актуального нервно-психического состояния человека, выявление психических резервов, основных проблем и источников напряжения.

Опыт проведения коррекции с помощью Методикицветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (В.М. Элькин) описан в Приложение № 14.

6. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд) Цель: определение уровня социально-психологической адаптированности (адаптивности-дезадаптивности).

( Приложение № 4) Профилактический блок II.

Цель: профилактика побегов.

Для проведения профилактики побегов подростков рекомендуем использовать комплексную программу тренинговых упражнений "Я могу быть успешным!"

Тренинг четко структурирован и ограничен во времени. Имеет определенную тематическую структуру. Включает в себя элементы тренинга умений и навыков.

Поведение и психоэмоциональные реакции анализируются в рамках "здесь и теперь", то есть событий, произошедших непосредственно во время тренинга, не распространяясь на анализ личной истории участника.

Ведущим может быть психолог или специально подготовленный человек.

В тренинг включено 5 занятий по 2,5часа. Занятия проводятся 1раз в неделю.

Учитываем архитектуру и архитектонику тренинга. Архитектура – это его общее строение, то есть проект тех действий, которые необходимо предпринять во время групповых занятий. Архитектоника – это соразмерность его частей (в смысловой "нагруженности", во времени проведения, в последовательности раскрываемых тем).

Целевая группа тренинга –подростки от 13 до 16 лет, склонные к побегам из интернатных учреждений.

Цель тренинга: профилактика бродяжничества как формы отклоняющегося поведения.

Задачи: 1.Помощь в развитии ответственности за собственное поведение;

2.Помощь в улучшении отношений с окружающими; 3. Помощь в принятии себя.

Предлагаем примерные образцы 5 тренинговых занятий в среднем по 2,5 часа:1

занятие - вводное; 2 занятие - по развитию ответственности и активной жизненной позиции – "Правдивые сказки о жизни"; 3 занятие по обучению эффективным способам общения и ассертивному поведению - "Эффективное общение";

занятие по стимуляции опыта принятия себя - "Я – это Я". И заключительное 5 занятие по обучению навыкам построения здорового образа жизни – "Программист успеха" и заключительный ритуал.

Структура Программы тренинга по профилактике побегов из интернатных учреждений (при составлении программы использовались материалы Е.В.

Емельяновой):

Развитие толерантности к себе и другим. Формирование положительного отношения к себе и принятия себя Упражнение "Генеральная уборка". Систематизация 40 минут

Цель: Реализация коррекционно-развивающей программы по преодолению бродяжничества.

Групповая психокоррекция личностно-психологических и поведенческих особенностей подростков, склонных к самовольным уходам из интернатных учреждений.

( в подборке упражнений использованы материалы Игумнова С.А. Емельянцевой Т.А.) Среди различных методов психокоррекции бродяжничества у подростков предпочтение отдается групповойпсихокоррекции. Работать с подростками 12—15 лет наиболее сложно, но такие группы имеют высокий коррекционный потенциал, так как в этом возрасте группа сверстников играет исключительную роль в жизни подростка, а сами они испытывают значительные трудности, связанные с импульсивностью, половым созреванием, конфликтными взаимоотношениями со взрослыми.

"Трудный" подросток может сам многое сделать для себя. Он испытывает глубокие переживания. Ему нужна поддержка, чтобы выразить чувства тревоги, одиночества, самоуничижения. Подростку нужно показать, каким образом он может брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.

Предложенная модель групповой психокоррекции подростков, склонных к побегам может использоваться для профилактики и коррекции девиантного образа жизни.

Целью групповой психокоррекции подростков с такими девиантными формами поведения является включение психодинамических процессов и отреагирование инфантильных конфликтов. В ходе последнего происходит восполнение ущербного опыта и наступает гармонизация индивидуального и социального функционирования личности. Это приводит к повышению возможности продуктивного разрешения внутренних и внешних конфликтов.

В процессе групповой психокоррекции решаются следующие задачи:

1.Осознание базовой потребности в безопасности и принятии, формирование базового доверия к миру, обретение состояний психофизического комфорта и расслабления.

2.Осознание явлений созависимости, идентификация собственных чувств, мыслей, потребностей, избавление от страха сильных чувств и избегания близких отношений, проработка чувства стыда. Принятие на себя ответственности за свои мысли, чувства и поведение.

3.Осознание собственных агрессивных тенденций, дифферениировка приемлемых и неприемлемых способов выражения агрессии. Принятие того, что допустимые способы выражения агрессии обычно приводят к положительным результатам. Научение новым приемам разрядки агрессивности, проработка чувства вины.

4.Избавление от хронического чувства собственной неполноценности. Повышение самооценки, формирование чувства собственной компетенции.

5.Принятие собственной уникальности (создание чувства собственного Я с соответствующими границами). Получение подтверждения принятия средой сверстников.

Организация групповой работы Групповая работа состоит из последовательных взаимосвязанных шагов, которые можно разбить на три этапа.

Этап 1. Предварительная подготовка, включающая следующие шаги:

Процедура отбора участников группы.

2) Прояснение индивидуальных целей участников группы.

Подготовка "проекта" групповой работы.

3) Этап 2. Проведение групповых занятий.

Этап 3. Завершение работы:

Проведение заключительной встречи группы.

1) Проведение заключительного анкетирования с итоговой оценкой результатов.

Процедура отбора участников.

Бродяжничество психологическая помощь методики I"РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на 2014-2015 учебный год Учитель Погуленко Мария Александровна Предмет Этика и психология Класс 4 "А" Ачинск Программа курса "Этика и психология общения" Развитие ребенка идет нелинейно и одновременно во всех направлениях. Но в школьном периоде молено выделить некоторые сенситивные периоды для проявления определенных потребностей и развития функций самосознания. К ним привязаны и разделы курса "Самосовершенствование личности" по классам; кроме того, в логике курса. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии и педагогики Кафедра общей и социальной психологии АНДРЕЕВА ОЛЬГА СТАНИСЛАВОВНА СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030300.62 "Психология" очной формы обучения Тюменский государственный университет О.С. Андреева. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Институт психологии и педагогики Кафедра общей и социальной педагогики Плотников Леонид Дмитриевич ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.62 "Психолого-педагогическое образование" профиль "Психология образования", форма. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова Кафедра педагогики и педагогической психологии М. В. Башкин Конфликтная компетентность Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по направлениям Психология образования и развития, Психолого-педагогическое образование Ярославль ЯрГУ УДК 159.9(075ю8) ББК Ю95я73 Б33 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет" Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Религиозное самоопределение молодежи (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 39.03.03/040700.62 "Организация работы с молодежью" (шифр, название. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКАЯ РАБОТА С ИНФЕКЦИОННЫМИ БОЛЬНЫМИ Учебно-методическое пособие для студентов по специальности 040101 "Специалист по социальной работе" Волгоград 2014 Авторы составители:Аджба Н. Аринушкина А. Воеводина Н. Дорофеева А. Зевакина В. Карашева И. Колесова Л. Котова А. Куркумгалиева А. Мазуркевич А. Маринин С. Медведева М. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 16.06.2015 Рег. номер: 1028-1 (16.05.2015) Дисциплина: Производственная практика Учебный план: 37.03.01 Психология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Васильева Инна Витальевна Автор: Васильева Инна Витальевна Кафедра: Кафедра общей и социальной психологии УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 26.02.2015 УМК: Протокол заседания №7 УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав. кафедрой Андреева. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"Т.Л. Шабанова, Н.И. Елисеева, И.А. Иванова ПРАКТИКУМ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Нижний Новгород УДК 159.922.6 ББК 74.58 Ш 12 Рецензенты: доктор психологических наук, профессор С.А. Гапонова кандидат психологических наук, доцент Е.Н. Васильева Шабанова Т.Л. Елисеева Н.И. Иванова И.А. Практикум по Ш 12 педагогической психологии: учебно-методическое пособие / Т.Л. Шабанова, Н.И. Елисеева, И.А Иванова. – Н.Новгород: НГПУ им. Минина, 2014. – 151 с. Учебное пособие реализует. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"ШКОЛА БЕЗ НАСИЛИЯ МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАНИЮ "СОДРУЖЕСТВО ОРГАНИЗАТОРОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА" ШКОЛА БЕЗ НАСИЛИЯ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Москва УДК 373.1.015. ББК 74.20 + 88. Ш 6 Рецензент: И.Д. Демакова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, действительный член Академии педагогических и социальных наук, вице президент Российского общества Я. Корчака Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Ш 67. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 16.06.2015 Рег. номер: 633-1 (22.04.2015) Дисциплина: Психология труда, инженерная психология и эргономика Учебный план: 37.03.01 Психология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Дубровина Ольга Ивановна Автор: Дубровина Ольга Ивановна Кафедра: Кафедра общей и социальной психологии УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 26.02.2015 УМК: Протокол №7 заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА" Кафедра психологии МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ Б3.Б.2.6 "ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ" Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование Профиль подготовки Психология и социальная педагогика Квалификация (степень) выпускника бакалавр. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет" в г. Прокопьевске (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Экономические основы работы с молодежью (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 39.03.03/040700.62 Организация работы с молодежью (шифр. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 16.06.2015 Рег. номер: 518-1 (15.04.2015) Дисциплина: Психология групп Учебный план: 37.03.01 Психология/4 года ОДО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Андреева Ольга Станиславовна Автор: Андреева Ольга Станиславовна Кафедра: Кафедра общей и социальной психологии УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 26.03.2015 УМК: Протокол заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии получения согласования согласования Зав. кафедрой Андреева Ольга. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ) ПРАКТИКИ Учебное пособие Волгоград 2014 УДК 37 (075) ББК 74я7 А 867 Рецензенты: Член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики ВГСПУ, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы В. В. Сериков Зав.каф. общей и клинической психологии Волгоградского. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА" ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Психологическая служба в образовании ВОЛЖСКИЙ, 2014 СОДЕРЖАНИЕ Раздел 1 Учебно-методические обеспечение дисциплины 1 Содержание лекционного курса дисциплины 2 Содержание практических (семинарских) занятий дисциплины 3 Темы. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Н.А. Алексеев ПСИХОЛОГИЯ КРИЗИСОВ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА Учебно-методический комплекс для студентов направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование, профиль подготовки Психология образования, очная и заочная форма. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. М. Фатеева ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения Направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ от 18.06.2015 Рег. номер: 3007-1 (17.06.2015) Дисциплина: Психиатрия 37.03.01 Психология/4 года ОДО; 37.03.01 Психология/5 лет ОЗО; 37.03.01 Психология/4 Учебный план: года ОЗО Вид УМК: Электронное издание Инициатор: Андреева Ольга Станиславовна Автор: Андреева Ольга Станиславовна Кафедра: Кафедра общей и социальной психологии УМК: Институт психологии и педагогики Дата заседания 16.06.2015 УМК: Протокол № 12 заседания УМК: Дата Дата Результат Согласующие ФИО Комментарии. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА" Кафедра психологии МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ И ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС) ДИСЦИПЛИНЫ "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА" Направление подготовки 40.03.01 Юриспруденция Профиль подготовки общий Квалификация (степень) выпускника бакалавр Волжский, 2014 г. Учебно-методический комплекс дисциплины. "

Бродяжничество психологическая помощь методики I"МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кемеровский государственный университет" Прокопьевский филиал (Наименование факультета (филиала), где реализуется данная дисциплина) Рабочая программа дисциплины (модуля) Б1.В.ДВ.1.1 Психология рекламы и PR (Наименование дисциплины (модуля)) Направление подготовки 37.03.01.62 Психология (шифр, название направления) Направленность (профиль). "

2016 www.metodichka.x-pdf.ru - "Бесплатная электронная библиотека - Методички, методические указания, пособия"

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Психологическая помощь при потере
Государствееные учереждения психологической помощи
Психологическая помощь улица чернопрудная
Чем вы купируете паническую атаку
Деятельность службы психологической помощи по телефону