Лечение энкопреза / Проблемы психологической помощи в материнстве

Open Library - открытая библиотека учебной информации

Открытая библиотека для школьников и студентов. Лекции, конспекты и учебные материалы по всем научным направлениям.

Психология Проблемы психологической помощи в материнстве IПроблема психологической помощи в материнстве и существующие формы психологической помощи

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКУ

Вопросы для обсуждения

1. Место материнства в потребностно-мотивационной сфере женщины.

2. Содержание потребностно-эмоционального блока материнской сферы.

3. Содержание ценностно-смыслового блока материнской сферы.

4. Содержание операционального блока материнской сферы.

5. Онтогенетические этапы развития материнской потребностно-мотивационной сферы.

6. Особенности развития материнской сферы после рождения ребенка.

7. Конкретно-культурные и индивидуальные особенности материнства.

Глава 4

Экспериментальные исследования разных этапов развития материнской сферы на разных группах испытуемых (беременные, матери с детьми, лонгитюдное исследование женщин с начала беременности до второго полугодия жизни ребенка, матери с детьми и отказницы, дети разного возраста) показало, что динамика изменения базовых показателœей содержания материнской сферы в беременности зависит от наличного типа и динамики интерференции ценностей "ребенок-внедряюшиеся" (Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман, И.Ю. Хамитова). Сам тип интерференции и начальная ценность ребенка, имеющиеся у матери к началу пятого этапа, формируются в онтогенезе на всœех предыдущих этапах развития. Связь этих содержаний с личностными особенностями матери и содержанием ее социально-комфортной сферы обуславливает ситуативное развитие ценности ребенка в конкретных условиях пятого этапа.

Изучение динамики пятого этапа развития материнской сферы и реконструкция предыдущих этапов показали, что каждый раз динамика типа интерференции ценностей "ребенок-внедряющиеся" будет зависеть от конкретного содержания, развития и реализации всœех компонентов материнской сферы и не может быть сведена к жесткой формализации. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предложенный подход позволяет диагносцировать именно индивидуальное развитие и обеспечивает необходимый индивидуальный подход для психологического вмешательства.

На основе изучения онтогенеза и динамики преобразования всœех компонентов материнской сферы на пятом этапе развития выявилось, что базовыми содержаниями ценности ребенка являются эмоциональная ценность и замена ценности ребенка на ценности социально-комфортной сферы (ГГ. Филиппова). Из них под влиянием интерференции с внедряющимися ценностями и в конкретных условиях материнско-детского взаимодействия дифференцируются всœе варианты окончательной ценности ребенка. В период беременности наиболее прогностичными показателями, характеризующими динамику интерференции ценностей "ребенок-внедряющиеся", являются отношение к шевелœению и стиль переживания беременности.

Полученные в экспериментальных исследованиях данные позволяют предположить, что уже в беременности возможно прогнозирование снижения ценности ребенка и сдвига интерференции ценностей в сторону внедряющихся, конфронтирующих с ценностью ребенка и материнства, а также выявление положительной динамики интерференции ценностей. Это позволяет проектировать индивидуально ориентированное психологическое вмешательство. Вместе с тем, в беременности возможен прогноз недостаточной материнской компетентности и неблагоприятного содержания таких компонентов материнской сферы, как стиль эмоционального сопровождения, субъективизация ребенка, использование своего состояния и ориентация на состояние ребенка как средств контроля развития ребенка, гибкость приспособления к режиму и т.п. что позволит проводить направленную коррекцию и психотерапию.

Переживание беременности и динамика стиля переживания беременности отражает ценность ребенка, тип интерференции ценности ребенка с другими значимыми для женщины ценностями, является прогностическим для выявления особенностей материнского отношения и динамики ценности ребенка после родов. Это позволяет строить гипотезу о возможных осложнениях материнско-детского взаимодействия в родах и после родов. После рождения ребенка отклоняющиеся от адекватного стили переживания беременности конкретизируются и процессе послеродового периода и переходят в устойчивые стили материнского отношения. В беременности возможно предсказать содержание некоторых компонентов материнского поведения (к примеру, стили эмоционального сопровождения, использование средств контроля при определœении состояния ребенка, динамику ценности ребенка и некоторые другие) и степень отклонения стиля материнского отношения от адекватного. Вместе с тем, в беременности возможен прогноз возникновения послеродовых депрессий или психозов на основе прогнозируемого резкого снижения ценности ребенка или тенденции к исключительной ценности ребенка в сочетании с общей динамикой стиля переживания беременности и склонности к депрессивным или психотическим состояниям.

Изучение психологического состояния женщин во время вынашивания ребенка (В.И. Брутман, А.Я. Варга, М.С. Радионова, Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова и др.) позволяет предположить, что в беременности есть собственная, присущая ей динамика обострения и ослабления имеющихся у женщины проблем. В первом триместре актуализируются и остро переживаются проблемы с собственной матерью и другими объектами привязанности, проблемы отношений с мужем. Во втором и третьем триместрах появляется выраженное избегание отрицательных эмоций, проблемы первого триместра явно ослабляются, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра выражен "синдром обустройства гнезда", который проявляется в повышении активности, стремлении упорядочить имеющиеся проблемы. Направление активности в данный период на подготовку к родам и послеродовый период соотносится с благоприятной динамикой течения беременности и ценности ребенка, активность, не связанная с ребенком, — с неблагоприятной динамикой. К концу беременности чаще всœего ослаблены страх родов, своей некомпетентности, снижается напряжение всœех остальных проблем. Обратная ситуация отражает выраженную неблагоприятную динамику переживания беременности и ценности ребенка.

Показано, что особенности материнской сферы являются относительно устойчивыми для каждой женщины. При этом они могут варьировать относительно каждого конкретного ребенка. К моменту рождения ребенка у матери есть некоторый "стартовый уровень" содержаний всœех блоков материнской сферы, обусловленный историей ее развития, включая опыт, полученный с предыдущими детьми. Актуальное материнство (взаимодействие именно с этим ребенком) модифицирует содержание материнской сферы в зависимости от конкретных условий. Наиболее устойчивыми являются стиль эмоционального сопровождения, некоторые другие содержания операционального блока (операции общения, baby tolk, воспитательные стратегии и др.). Более вариативен потребностно-эмоциональный блок (потребность во взаимодействии с ребенком, потребность в заботе и охране и особенно потребность в материнстве, наиболее подверженная опыту собственного материнства). Ценностно-смысловой блок является самым лабильным, так как зависит от развития всœей личности и динамики других ценностей. Интерференция ценностей ребенка и материнства с другими внедряющимися ценностями существенно изменяется непосредственно в актуальном материнстве, то есть на пятом этапе онтогенеза материнской сферы.

Современные исследования позволяют использовать объективные критерии для диагностики стиля переживания беременности и прогноза стиля материнского отношения, ценности ребенка и ее динамики. Одним из базовых критериев успешности материнства является способность матери быстро и адекватно реагировать на состояния ребенка (респонсивность и сензитивность) и качественно удовлетворять его потребности (в том числе и в эмоциональном общении). Для этого матери крайне важно чувствовать эмоциональное и физическое состояние ребенка, ориентируясь на свое состояние, а не на рациональные способы контроля, то есть уметь синхронизироваться с эмоциональным состоянием ребенка. Одним из наиболее древних и эффективных средств эмоциональной синхронизации является интонирование вокализаций партнера по общению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ хорошо выражено у млекопитающих, в том числе и у приматов. Эта форма поведения используется во внутристадном взаимодействии и ярко выражена во взаимодействии матери с детенышем. В речевом общении взрослых с ребенком такое интонирование является одним из компонентов baby tolk. Наличие интонирования вокализаций ребенка позволяет матери определить эмоциональное состояние ребенка, сформировать средства невербального взаимодействия с ним, повысить субъективизацию ребенка, предоставить ему свидетельство своего эмоционального участия и возможность для освоения средств общения. Распознавание матерью интонаций плача ребенка является объективным показателœем ее материнской компетентности (исследование Н.Я. Кушнир). Новорожденные дети чувствительны к интонациям голоса взрослого, они предпочитают совпадение источника голоса и зрительной стимуляции (лица матери). Использование интонации при передаче эмоционального смысла ситуации является онтогенетически ранней по сравнению со смысловой. Дети дошкольного возраста при затруднении в объяснении эмоций используют интонации (исследование Н.В. Соловьевой). Все это позволяет предположить, что интонирование матерью вокализаций ребенка является одним из показателœей ее материнской компетентности и благоприятной направленности на ситуацию взаимодействия с ребенком. В беременности можно выявить появление такого изменения голоса матери, его связь е ситуацией взаимодействия с ребенком.

Общая инфантилизация эмоциональной сферы женщины в беременности (лабильность эмоций, импульсивность, избегание отрицательных эмоциональных состояний, капризность) выражена уже во втором триместре, когда появляются чувство шевелœений и реакция матери на них. Эти изменения в эмоциональной сфере отражаются в речи. Отклонения от адекватного стиля переживания беременности сами по себе свидетельствуют о проблемах с материнством. Такие отклонения могут отражаются в речевом поведении беременной в двух вариантах:

1. Ослабление проявления инфантильных компонентов интонаций речи.

2. Не проявление этих компонентов в ситуации взаимодействия с ребенком.

Оба эти случая бывают выявлены объективными методами. Это проявится в не появлении интонационных компонентов baby tolk в рассказе о ребенке (своем или опыте общения с младенцами), его шевелœении, а также в момент шевелœения ребенка, в процессе речевого взаимодействия с внутриутробном ребенком, в ситуации рисуночного теста. Общее эмоциональное отношение к ребенку, характеризующее ценность ребенка и стиль переживания беременности, также отразиться во всœех этих случаях в интонации речи женщины (и в других выразительных средствах).

Недостаточная выраженность интонационных компонентов baby tolk связана с онтогенезом материнской сферы (в первую очередь, нарушение 1-го, 2-го, а также 3-го этапов онтогенеза материнской сферы), недостаточной ценностью ребенка вообще, сильным напряжением внедряющихся ценностей, снижающих ценность именно этого ребенка.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что психологическая помощь матери и ребенку на разных этапах развития материнства и материнско-детского взаимодействия должна строиться с учетом всœех особенностей содержания и развития материнской потребностно-мотивационной сферы женщины.

Своевременная диагностика содержания и развития материнской сферы позволяют выявить группу риска (нарушения материнско-детского взаимодействия, девиантное материнство, послеродовые депресии и т.п.) "а первых месяцах беременности и даже в период планирования беременности (в центрах планирования семьи, в женских консультациях). Опираясь на представление об онтогенетических этапах материнской сферы, можно строить профилактическую и коррекционную работу в закрытых детских учреждениях. Диагностика и направленная психологическая помощь по проблемам материнства необходимы для ситуации усыновления ребенка. Самостоятельным направлением является изучение материнства у психически больных женщин, для которых становится возможным психологическое сопровождение беременности, родов и послеродового периода с целью уменьшения риска психических нарушений у ребенка после рождения.

Психологическая помощь для женщины по проблемам материнства может осуществляться в рамках разных форм психологической практики. Чаще всœего это не специализированные психологические службы. Можно выделить четыре направления психологической практики, где женщина может получить более или менее полноценную и квалифицированную помощь по проблемам материнства:

1. Подготовка к родам и материнству (курсы для будущих родителœей, школы подготовки к родам и т.п.).

2. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование и психотерапия.

3. Психологическая помощь матери и ребёнку.

4. Комплексная психологическая помощь по проблемам материнства.

Каждое из этих направлений основывается на разнообразных психологических подходах и техниках консультирования и терапии и более или менее включает проблематику материнства. Остановимся на них несколько подробнее.

Читайте также

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МАТЕРИ И РЕБЕНКУ Вопросы для обсуждения 1. Место материнства в потребностно-мотивационной сфере женщины. 2. Содержание потребностно-эмоционального блока материнской сферы. 3. Содержание ценностно-смыслового блока материнской сферы. 4. [читать подробенее]

О чем говорят мистические страхи
Юридическая и психологическая помощь при семейном насилии
Тверские дети центр психологической помощи отзывы
Сертификация медицинского психолога в спб
Положение об экстренная психологическая помощь пенсионерам