Лечение суицидального поведения / Галина колесникова психологические

Основные направления психологической помощи, особенности реализации (психопрофилактика, просвещение, консультирование, психокоррекция).

Основными видами психологической помощи в учебном заведении являются:

· психопрофилактика и психогигиена,

· психологическое консультирование и просвещение

· психологическая коррекция и развитие

· психотерапия и психокоррекция

Психопрофилактика и психогигиена,

А. Психопрофилактика и психогигиена – это система психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, направленных на соблюдение в учебном заведении психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности обучаемых и способствующих предупреждению у них разнообразных психологических проблем, а также обеспечивающих сохранение их психического здоровья.

Психопрофилактические мероприятия проводятся психологом в тесной взаимосвязи с другими должностными лицами и специалистами.

Психологическая профилактика и психогигиена предполагают:

• своевременное выявление таких индивидуальных особенностей обучаемого, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении, отношениях, учебной деятельности (постановка на учет для последующего психологического сопровождения детей с низким уровнем функциональной и мотивационной готовности к обучению, физическими недостатками, психическими расстройствами, девиантным поведением и пр.);

• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень (разработка и осуществление специальных развивающих программ для обучаемых разных возрастов; предупреждение психической депривации у детей; психологическое просвещение педагогов и родителей об особенностях конкретного возраста, влиянии типов семейного воспитания на ребенка);

• оценка условий в учебном заведении, необходимых для нормального психического развития обучаемых и контроль за их соблюдением (психогигиеническая оценка комфортности среды; анализ режимов труда и отдыха обучаемых и педагогов; выявление ситуаций и условий школьной жизнедеятельности, вызывающих чрезмерное психофизиологическое напряжение и психологические перегрузки, психогигиеническая экспертиза реализуемых в данном учебном заведении педагогических технологий; выявление и оценка морально-психологического климата в учебных и педагогических коллективах и т.д.).

Для выполнения данных задач психологом используются различные формы работы:

– организация работы комнаты психологической разгрузки, в которой проводятся циклы бесед на психогигиенические темы по сохранению психического здоровья, обучение приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний, процедурам восстановления психофизиологических ресурсов;

– подготовка учебно-методических материалов по индивидуальному освоению приемов аутотренинга;

– определение психогигиенического минимума для обучаемых и персонала учебного заведения в различных условиях их жизнедеятельности;

– плановый прием и психологическое обследование психологом во время медицинской диспансеризации, поступления детей в школу и при переводе их из других учебных заведений, а также другие мероприятия.

Для более эффективной работы психопрофилактической работы в учебном заведении необходимо иметь специальную комнату для проведения сеансов психологической разгрузки и других форм групповой и индивидуальной работы с учащимися и персоналом.

Б. Психологическое обучение и просвещение – комплекс мероприятий по формированию представлений о закономерностях функционирования человеческой психики, механизмах возникновения негативных психических состояний, формирование и совершенствование навыков психолого-педагогической и управленческой деятельности, а также навыков психической саморегуляции, построения оптимальных форм взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми.

Необходимость данного вида деятельности обусловлена тем, что в нашем обществе существует известный дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.

Воспитатели, учителя, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников, учеников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых – психологическая глухота людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр. Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с учащимися.

Основными задачами психологического просвещения являются:

– ознакомление персонала учебного заведения и родителей учащихся с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

– популяризация и разъяснение результатов новейших психологических исследований;

– формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в работе с учащимися или в интересах развития собственной личности;

– ознакомление учащихся с основами самопознания, самовоспитания;

– достижение понимания необходимости практической психологии и работы психолога в учебном заведении, специфики его деятельности, возможностей и ограничений в его работе.

В. Психологическое консультирование – вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении человеку его психологических трудностей, снятии психологического напряжения, повышении его компетентности и оказании непосредственной помощи в решении сложных личностных проблем, с которыми он сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности и других ситуациях, профилактике и преодолении кризисных ситуаций, а также коррекции неадаптивных способов поведения.

По характеру решаемых задач различают:

§ кризисное и другие виды психологического консультирования.

Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и групповой формах. Консультации могут быть однократные и многократные, по личному обращению и в результате вызова, без дополнительного тестирования и с ним, без привлечения методов психологической коррекции и с привлечением этих методов.

В зависимости от теоретического подхода, в рамках которого работает психолог, различают следующие методические подходы к психологическому консультированию:

Консультативная работа в учебном заведении имеет отличие от той, которая осуществляется в иных консультациях тем, что психолог-консультант находится внутри ситуации социального взаимодействия учащихся, их родителей и педагогов. Это позволяет анализировать каждую проблему в единстве всех аспектов жизнедеятельности обучаемых, осуществлять консультирование в единстве с другими видами деятельности психолога. В процессе консультирования все проблемы педагогов, администрации рассматриваются только с учетом их взаимосвязи с проблемами психического и личностного развития учащихся, а не сами по себе.

В ходе консультирования решаются следующие задачи:

– оценка уровня психического здоровья клиента и определение показаний к другим видам психологической помощи;

– оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;

– информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования, обучение его навыкам самораскрытия и самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения;

– повышение общей психологической грамотности обучаемых и персонала учебного заведения;

– мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблемы;

– коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;

– выявление основных направлений дальнейшего развития личности.

Г. Психотерапия и психокоррекция – деятельность, направленная на реконструкцию психологических образований человека, его личностный рост, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование качеств, необходимых для профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в коллективе.

В психотерапии как форме психологической помощи различают ее медицинское направление, охватывающее лечение психологическими средствами нервно-психических, психосоматических болезней и расстройств человека, и немедицинское, ориентированное на здорового человека и занимающееся преодолением его психологических трудностей, оказанием помощи в его личностном развитии.

Вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – психологической коррекции и психотерапии – в настоящее время является достаточно дискуссионным. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.

По мнению Ю.Е. Алешиной, различие терминов "психокоррекция" и "психотерапия" возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. Кроме того, термин "психотерапия" (Psychotherapy) является международным и во многих странах мира однозначно используется по отношению к методам работы, осуществляемым профессиональными психологами. Существуют определенные трудности в разграничении на практике понятий "психологическая коррекция" и "психотерапия".

По мнению Р.С. Немова, разница между понятиями "психотерапия" и "психокоррекция" состоит в следующем: психотерапия – это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, психокоррекция – совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека.

Термин "коррекция" буквально означает "исправление".

Психокоррекция – это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 42 ; Нарушение авторских прав

Читайте также:
  1. D) Палата представителей рассматривает проекты законов по всем направлениям внутренней и внешней политики.
  2. I. Основные термины курса
  3. I. Особенности формирования отраслевой системы оплаты труда работников учреждений здравоохранения
  4. II. Особенности учета операций по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета
  5. III Блок: 5. Особенности работы социального педагога с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
  6. PR-мероприятия для СМИ (виды, характеристика, особенности).
  7. S: Перечислите основные направления в исламе.
  8. S: Перечислите основные направления в исламе.
  9. S: Перечислите основные направления протестантизма.
  10. S: Перечислите основные причины возникновения религии.