Синдром хронической усталости / Компоненты психологической помощи

первый МНОГООБРАЗИЕ ОСНОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Величайшая трагедия человеческого опыта состоит в том, что снова и снова мы оказываемся слепы и глухи к возможностям более полнокровной жизни

ПОНЯТИЯ, ЦЕЛИ, ВИДЫ И ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В сегодняшнем мире, характеризующемся быстрыми изменениями, неожиданными ситуациями, катаклизмами, в значительной степени возрастает потребность в поддержке и помощи человеку. Известно, что деятельность специалистов в области психологии, педагогики, социальной работы и медицины часто объединяется общим названием "помогающая" на основании того, что независимо от характерных особенностей, уровня и степени воздействия, способов и средств, все эти виды профессиональной деятельности имеют общую цель, которая заключается в помощи, обучении и лечении людей в определенные периоды и в различных кризисных ситуациях их жизни. Несомненно, что во всех видах этой помощи содержится психологический аспект, поскольку она так или иначе осуществляется в процессе общения и взаимодействия помогающего и того, кому эта помощь оказывается.

Работа практического психолога, являющаяся разновидностью помогающей деятельности, имеет свою специфику. Собственно психологическая помощь направлена на поддержку личности в процессе ее развития, становления и роста, осуществляемую специальными психологическими методами (способами). Эти методы стимулируют проявление способности каждого человека заботиться о себе, раскрывать и реализовать свои внутренние потенциалы, решать поставленные жизнью задачи.

В понятие "психологическая помощь" могут быть включены психолого-профилактическая и просветительская работа, психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия. Виды и формы ее разнообразны и зависят от многих причин, таких как цели, задачи, актуальные запросы, теоретические представления, методические возможности. В определенных случаях, когда профессиональная и личностная поддержка необходима самим специалистам, осуществляющим помогающую деятельность и работающим с людьми (психологам, психотерапевтам, учителям, воспитателям, медицинским и социальным работникам), она представляет собой супервизию, балинтовские группы, индивидуальную или групповую психотерапию, проводимую с помогающими. Таким образом, психологическая помощь как профессиональная деятельность включает в себя, прежде всего, такие ее виды, как психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия и психопрофилактика. Достаточно сложно провести четкие разграничения между ними. Если исходить из этимологии этих слов, то становятся очевидными некоторые различия.

Слово КОНСУЛЬТАЦИЯ происходит от латинского корня "consulto", что означает совет, совещаться, советоваться, забота, заботиться. Принято считать, что психологическое консультирование прежде всего направлено на ориентацию человека в возможностях решения им возникшей проблемы. Консультирование по степени воздействия может быть чисто информационное, ориентационное, а также направленное на изменение отношений личности к себе и к собственной жизненной ситуации. Психологическое консультирование чаще всего проводится при возникновении экзистенциальных кризисов, межличностных конфликтов, семейных или профессиональных проблем.

Слово коррекция имеет первоначальное значение — исправление. Поэтому осуществление психологической коррекции опирается на определенное понимание "нормы и патологии", которое зависит от тех или иных теоретических представлений и практических задач (например, в случае асоциального поведения). Существует определение психологической коррекции как направленного психологического воздействия на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида (Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — СПб. 1998. С. 412). При этом следует отметить, что психологическая коррекция может реализоваться в различных областях человеческой практики: медицине, педагогике, социальной работе, где решаются и профилактические задачи.

Психопрофилактика рассматривается как одна из разновидностей психологической помощи и направлена на предупреждение психических заболеваний, реабилитацию психически больных, а также на сохранение, улучшение и укрепление психического здоровья. В последнем аспекте часто употребляется понятие "психогигиена". По вопросу целей и задач психопрофилактики и психогигиены существуют различные точки зрения (Психотерапевтическая энциклопедия. С. 417). В целом же к видам психопрофилактической и психогигиенической работы могут быть отнесены и консультирование, и коррекция, и психотерапия.

Слово ПСИХОТЕРАПИЯ состоит из двух греческих корней "psyche" — душа и "iherapeia" — лечение. Таким образом, если психотерапия — это лечение души, то опять возникает вопрос о "норме и патологии", а также о том, что такое душа и каковы методы ее лечения. Впервые термин "психотерапия" был введен Тьюком (Тике) в опубликованной в 1872 г. книге "Иллюстрация влияния разума на тело" (одна из глав этой книги называлась "Психотерапия"). Более широко термин "психотерапия" стали употреблять в связи с развитием техники гипноза в 90-х гг. XIX в. В настоящее время существуют различия в понимании психотерапии, зависящие от теоретических научных установок и практических подходов. Термин "психотерапия" не является чисто медицинским понятием, так как существует философская и психологическая модель психотерапии, которая основывается на трактовке первичного значения этого слова как "исцеление душой" (Психотерапевтическая энциклопедия. С. 447). В этом смысле цель психотерапии состоит не в излечении от "психических расстройств", а в помощи в процессе становления и роста личности. В понимании психотерапии существует и общее признание того, что это особый вид профессиональной деятельности, основанный на межличностном взаимодействии и воздействии психологическими средствами при оказании помощи в решении проблем и затруднений психического характера и требующий специальной подготовки соответствующего специалиста (Бастин 1982; Штротцка 1982; Ледер 1993 и др.). Подтверждением такого взгляда на психотерапию является, в частности, принятая в 1990 г. в Страсбурге Ассоциацией по психотерапии Декларация, отмечающая независимость психотерапии как профессии, имеющей достаточное разнообразие собственных методов и требующей широкой теоретической и клинической подготовленности, специального образования и личного психотерапевтического опыта (Психотерапевтическая энциклопедия. С. 447).

Итак, основные виды психологической помощи при наличии определенных, а иногда и спорных различий имеют и характерные для всех них особенности.

Их общей целью является помощь и поддержка личности в процессе ее становления и развития, в том числе при возникновении различного рода проблем и кризисных ситуаций. Оказание этой помощи осуществляется специальными психологическими способами и методами в непосредственном общении и взаимодействии с человеком.

Как консультирование, так и коррекция, и психотерапия могут осуществляться в различных формах: индивидуальной, групповой, самостоятельной, опосредованной, кроме того, могут быть использованы и специальные формы психологической помощи.

Индивидуальная психологическая помощь осуществляется специалистом в виде индивидуальной беседы, консультации, психотерапевтической сессии. Количество встреч, их продолжительность и другие организационные моменты такой помощи оговариваются заранее и определяются в форме контракта между клиентом и помогающим специалистом с учетом запроса клиента, возможностей и объективных условий в каждом конкретном случае.

Групповая психологическая помощь основана на проведении групповых занятий, обучающих и тренинговых процедур. Влияние группы на человека огромно. Члены группы получают в ней поддержку и обратную связь от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. В атмосфере доверия и комфортности человек способен экспериментировать с различными стилями отношений, пробовать новые способы поведения, которые потом переносятся во внешний мир. Группа облегчает процесс самоисследова- ния, осознания собственных чувств, установок, мыслей, желаний и поступков. В группе происходит самораскрытие, изменение "Я-концепции", возрастает уверенность в себе. Различные формы групповой психологической помощи весьма популярны в силу своей эффективности и в некотором роде большей экономичности по сравнению с индивидуальной работой.

Самостоятельная психологическая помощь проявляется в заботе о себе и своем личностном росте. Успех данного вида помощи во многом зависит от уровня развития самосознания личности, ее потребностей и готовности к самореализации и самоактуализации. Самостоятельная психологическая помощь предполагает ориентацию на самопознание (самопонимание, самонаблюдение и самоанализ), саморегуляцию, включающие нравственные и волевые компоненты, на принятие себя, на формирование эмоционального-ценностного отношения к себе, к своей жизни и поиск ее смысла посредством глубокой внутренней душевной работы. Опыт, накопленный в области практической психологии, может служить существенным подспорьем при осуществлении самостоятельной психологической помощи.

Опосредованная психологическая помощь осуществляется под влиянием искусства (литература, живопись, архитектура, музыка, театр), природы или во взаимодействии с ними, при выполнении какой-либо деятельности (профессиональной, спортивной и т. д.), а также в процессе общения с различными людьми, не являющимися специалистами в области оказания психологической помощи (родственниками, друзьями и т. д.). Степень влияния опосредованной психологической помощи (впрочем, как и в предыдущих случаях) зависит от желания человека ее получить и от его поисковой активности в этом плане.

Специальные формы психологической помощи включают в себя арггерапию, телесно-ориентированную терапию, танцетерапию, сказкотерапию, терапию через работу со сновидениями и с использованием медитативных техник (или медитаций). Каждая из этих форм помощи имеет свою специфику, которая будет подробнее рассмотрена в третьем разделе.

В целом о психологической помощи можно сказать, что она осуществляется через создание определенных организационных и психологических условий, которые позволяют человеку справляться с заботящей его ситуацией. Подробнее эти условия будут рассмотрены далее.

Практическое обеспечение процесса психологической помощи зависит от трех аспектов, определяющих ее характер и направление.

Первый аспектактуальность психологической помощи и готовность к ее принятию — необходимое психологическое условие для ее оказания. Научные данные о возрастных и индивидуальных особенностях развития личности показывают, что на разных этапах могут возникнуть специфические для определенного возраста актуальные препятствия, объективно и субъективно обусловленные проблемы, связанные с необходимостью освоения новых жизненных ситуаций и нового опыта. Также возможно возникновение особых случаев, например, смерть близкого, насилие, посттравматический стресс, преодоление ко-, торых зачастую не под силу самому человеку без поддержки. Таким образом, поводы обращения за психологической помощью разнообразны, к ним могут быть отнесены проблемы личностного развития и роста, проблемы общения и взаимодействия с другими людьми, а также проблемы, связанные с острыми экстремальными кризисными ситуациями. Это разделение весьма условно, тем не менее следует подчеркнуть, что оказание психологической помощи становится возможным только в том случае, когда на нее имеется актуальный запрос, порождаемый озабоченностью человека переживаемой им ситуацией. Психологическую готовность к принятию помощи мы определяем как актуально проявленное состояние личности, выраженное в наличии у нее активного желания изменить ситуацию, решив возникшую проблему, и в положительном отношении к предлагаемой помощи. Безусловно, степень готовности к принятию психологической помощи, ожидания относительно ее результатов зависят от развития самосознания личности, ее интеллектуальных, эмоциональных, волевых, характерологических, возрастных и половых особенностей.

Второй аспектготовность к оказанию психологической помощи. Благоприятность психологического воздействия во многом определяется мотивированностью, личностной позицией и профессионализмом помогающего специалиста. В настоящее время принято говорить о личностных предпосылках к оказанию психологической помощи, о личности психолога — консультанта, психотерапевта и т. д. Этому вопросу посвящен следующий раздел.

Третий аспекттеоретико-методическая база, которая лежит в основе организации и проведения психологической помощи, определяя ее специфику и направление. В современной психологической науке существует ряд теоретических концепций и методов оказания психологической помощи. Несмотря на определенные различия, большинство из них обоснованы и имеют право на существование. Разнообразие подходов и концепций, безусловно, расширяет возможности психологической помощи в целом. Выбор же конкретной теоретико-методической парадигмы, на основе которой осуществляется помогающая деятельность, остается за специалистом, выполняющим эту работу, и является важным фактором его личной профессиональной ответственности. Необходимо, чтобы такой выбор делался осознанно с учетом собственных индивидуальных предпочтений, подготовленности и компетентности.

Основные теоретико-методические подходы к оказанию психологической помощи, существующей в настоящее время, будут охарактеризованы в следующих разделах книги.

Весна — застенчивость рожденья И робкий трепет пробужденья.

За ней приходит сила лета —

С энергией от солнца света.

Мы осени находим тайну В печали размышлений дальних. Затем — зима: она сурова и ледяна И смерти слово несет.

Но вновь воспрянет тот.

В холоде тепло найдет И примет новое рожденье.

В последний день Луны Погасим наши свечи.

Благословим сей миг и вечер Для завтрашней весны.

Психологическая помощь детям в ишиме
Психологическая помощь в период подросткового кризиса
Склонность к фобии
Любительница чистоты помощь психологическая по переписке
Страхи и суицид