Синдром хронической усталости / Психологическая помощь в период подросткового кризиса

12 советов по благополучному прохождению кризиса подросткового возраста

Подростковый возраст является не только кризисным, но и уникальным моментом в развитии каждой личности. Его "переходность" означает промежуточную стадию между детством, когда самостоятельное функционирование невозможно, и зрелостью, когда человек полностью принимает ответственность за свои решения и жизнь. Так что же это такое - кризис подросткового возраста?

Психологическая помощь в период подросткового кризиса I

Психологическая помощь в период подросткового кризиса I

Кризис подросткового возраста

Кризис – как ступень жизни

Кризис подросткового возраста является ступенью, которую должен пройти каждый человек в своей жизни. Известный всем мамам кризис трёх лет, который называется "Я сам" очень похож по своей структуре на кризис подросткового возраста, который так же можно назвать "Я сам", но только эта самостоятельность касается не бытового, а социального уровня.

Кризис подросткового возраста признан самым острым по манере своего протекания, но он несёт в себе положительный момент – удовлетворение в потребности самосознания человека. При создании благоприятных условий со стороны семьи и социума, именно на этом этапе подросток формирует свою самоуверенность, учится бороться с жизненными трудностями, постепенно принимает ответственность за себя и свою жизнь.

Психологическая помощь в период подросткового кризиса IФото: https://pixabay.com/photos/texting-boy-teenager-sitting-1999275/

Пути развития кризисного периода

Кризисный период имеет два пути своего развития.

  1. Зависимый путь – подросток демонстрирует сильную зависимость от взрослых, заметен когнитивный и эмоциональный регресс, возвращение к старым привычкам и интересам из детства, крайнее послушание. Такой ребёнок как будто бы не знает, как ему жить в новых условиях собственного внутреннего мира и окружающей среды, он хочет вернуться в детство, где всё благополучно и знакомо.
  2. Независимый путь – бунт, негативизм, отрицание авторитета взрослого, отказ от выполнения правил родителей, строптивость, упрямство, ревностное отношение к своим вещам, своей комнате, своему личному пространству.

Признаки кризиса подросткового возраста

Негативизм

Важным симптомом подросткового кризиса является наличие негативизма. Негативизм – особая форма поведения, противоположная ожидаемой. К примеру, вы просите ребёнка не опаздывать, ведь сегодня запланировано много важных дел, но он опоздает. Вы просите ребёнка убрать в своей комнате, но по возвращению домой замечаете, что в детской беспорядок только увеличился. И так многократно и в любых сферах взаимодействия.

Психологическая помощь в период подросткового кризиса IФото: https://www.pexels.com/photo/grayscale-photography-of-five-people-walking-on-road-1374542/

Факты, подтверждённые исследованием

Лев Семёнович Выготский, советский психолог, внёсший огромный вклад в возрастную и педагогическую психологию, в своих исследованиях отметил, что:

  • у 20% подростков негативизм имеет ярко выраженный характер, он затрагивает все сферы взаимодействия ребёнка с родителями, другими взрослыми и некоторыми сверстниками. Имеет цикличный характер, подросток может на период до двух недель полностью выпадать из продуктивного, адекватного функционирования со своей семьёй, становится возбудимым или, наоборот, скудным на эмоции, недоступен никаким уговорам старших. Потом острота негативизма спадает, но через некоторое время снова возвращается;
  • 20% подростков не проявляют признаков негативизма;
  • 60% подростков являются "потенциальными негативистами". Их негативизм затрагивает только определенные сферы, чаще всего он проявляется при конфликтах со взрослыми или при конфликтах со сверстниками в школе или компании. Таких подростков большинство, но, как известно, конфликтов избежать полностью невозможно. А это значит, что такого ребёнка следует обучать методам продуктивного выхода из конфликта, учить безопасно для других злиться, учить правильно реагировать и эмоционально выдерживать злость других окружающих людей.

Снижение когнитивных функций

Не менее важным симптомом кризиса переходного возраста является общее снижение продуктивности когнитивных функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение). Это сразу становится заметно по способности ребёнка к учебной деятельности. Подростки всё так же способны выполнять механические задачи, но регресс активно виден при задаче написать сочинение.

Это связано с тем, что мышление ребёнка сменяется с конкретного на логическое, оно начинает работать не по наглядным примерам, а по собственным пониманиям, открытиям и дедукции. Теперь тинэйджер постоянно находится в критицизме, требовании доказательств, его внимание направлено внутрь себя и внутрь других лиц.

Дополнительные поведенческие реакции

Существует дополнительные поведенческие реакции, которые не так остро проявляются, но часто встречаются среди детей подросткового возраста:

Сохраненные в подростковом возрасте, но свойственные более младшему возрасту реакции: Типичные реакции преимущественно для подросткового возраста:
"Отказ" — отказ от привычных увлечений, совместного времяпрепровождения, страх всего нового. Сигнализирует о неудовлетворении базисной потребности в безопасности.

"Компенсация"— стремление объяснить неудачи в одной области жизнедеятельности успехами в другой области. К примеру, физически слабый подросток стремится поразить людей выдающимися интеллектуальными знаниями.

"Гиперкомпенсация" — настойчивое достижение успеха в той области, где ребёнку свойственны неудачи. К примеру, подросток, страдающий заиканием, идёт выступать на литературные чтения. "Реакции группирования" — стремление к участию или созданию своей группы с установленной системой правил, обособленностью и лидером.

"Реакции, связанные с формированием полового влечения" — петтинг, чрезмерный онанизм, подростковая гомосексуальность.

Эмансипация – стремление к полному освобождению от опеки взрослого.

Хобби реакция – разнообразные увлечения и занятия, имеющие большую ценность для подростка. Они могут быть постоянными, а могут сменяться. Именно через эти хобби подросток, как и маленький ребёнок через игру, познаёт этот мир.

Психологическая помощь в период подросткового кризиса IФото: https://www.pexels.com/photo/woman-playing-brown-classical-guitar-164809/

Как помочь подростку преодолеть кризис. Советы родителям

Переходный возраст – это всегда сложно

Самое главное, что стоит осознать родителю: переходный возраст у мальчиков и переходный возраст у девочек — это всегда сложно. И в первую очередь это сложно не для вас, а для самого подростка. Ваша задача — быть готовым к этим сложностям, принимать их и смягчать остроту кризиса, сделать дом и семью местом отдыха и спокойствия для ребёнка.

Как пишут Роберт Т. Байярд и Д. Байярд в своей полезной и популярной книге "Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей":

Вероятные ошибки родителей

Если вы испытываете трудности с вашим сыном или вашей дочерью, то, весьма вероятно, вы делаете нечто одно (а может быть, и то и другое) из двух:

  1. Вы определенно не справляетесь с вашей важнейшей обязанностью, состоящей в том, чтобы делать счастливой свою собственную жизнь.
  2. Весьма вероятно, что вы берете на себя труд руководить жизнью ребенка, что является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка.

Список правил и рекомендаций для успешного завершения переходного возраста

Ознакомимся со списком рекомендаций и правил, которые помогут успешно завершить этап переходного возраста для вашего ребёнка и гармонично и без потерь войти во взрослый мир:

Переключите внимание на себя

Первое правило очень часто приводит родителей в шок или смятение, но самое важное на данном этапе – переключить свой основной фокус внимания со своего чада на самого себя. Найдите подходящие для вас хобби, пути для самопознания. Именно тогда вы перестанете придираться к ребёнку без повода, а сам ребёнок на наглядно-действенном примере будет видеть, что такое заботиться о себе, заниматься саморазвитием.

Похвала и поощрение

Не забывайте, что помимо наказания существуют ещё и поощрения. Очень часто родители элементарно забывают даже словесно похвалить ребёнка за его успехи. Вспомните, сколько раз вы за эту неделю наказывали или ругали своего ребёнка? А теперь посчитайте, сколько раз вы его хвалили? Существует огромная вероятность, что положительных действий он совершил гораздо больше, чем отрицательных, но почему-то они оказались незамеченными вами.

Хвалите словесно, хвалите тактильно, дарите небольшие подарки и делайте приятные сюрпризы. Ведь если вы поставили перед ним важную задачу – закончить год в школе на "хорошо" и "отлично" и при этом нарисовали слишком далёкое пусть и реальное вознаграждение, к примеру, игровую приставку, то мотивация будет слишком призрачной. Промежуточные результаты и успехи тоже стоит отмечать.

Психологическая помощь в период подросткового кризиса IФото: https://www.pexels.com/photo/two-man-riding-mountain-bike-on-dirt-road-at-daytime-1010557/

1 поступок – 1 наказание

Наказывайте ребёнка за один проступок один раз! Во-первых, стоит отметить, что наказание должно быть адекватным. Самым адекватным способом наказания является лишение. Естественно, не стоит лишать ребёнка в удовлетворении базовых потребностей голода, сна и т.д. Лишать можно развлечений.

Чётко обозначайте временные границы своего наказания и придерживайтесь их. Не стоит снимать запрет на поход в кино с друзьями, если лично у вас поднялось настроение, иначе урок будет не усвоен, а проступок совершится вновь.

Не рисуйте себе негативный образ своего ребенка

При повторении подростком нежелательного поведения избегайте слов: "Я так и знал(а), что ты опять получишь двойку"… "Ну почему ты меня никогда не слушаешь, вот снова опоздал на карате"… "Опять ты меня подвела, мне было очень стыдно на собрании, что у меня такая дочь" и т.д. Таким образом, вы не даёте ребёнку шанс на исправление, вы сообщаете ему, что в вашей голове уже существует завершенный негативный образ дочки или сына, и другого быть-то и не может.

Лучше обратиться к ребёнку со словами: "Слушай, я, конечно, разозлилась на тебя сегодня на собрании. Но если у тебя не получается, может быть, я смогу тебе как-то помочь?"

Не сравнивайте ребёнка с другими!

Это правило важно для детей любого возраста. Но именно в подростковый период, когда девочки и мальчики испытывают душевные терзания по поводу своей внешности и успехов, отчаянно стремятся к внутреннему идеальному "Я", оно должно стать для вас ненарушимым.

Каждый раз, когда разговор с ребёнком становится напряженным, обратите внимание на своё дыхание. Сделайте глубокий вдох и продолжайте диалог, но при этом не забывайте про своё дыхание, делайте вдохи и выдохи осознанно. Спокойное, глубокое дыхание поможет стабилизировать ваши эмоции, а как только стабильней станете вы, то и ребёнок постепенно перейдёт на другой тон.

Подросток – тоже личность

Воспринимайте подростка как личность. Обращайтесь к нему с серьёзными вопросами, включайте его в некоторые безопасные обсуждения семейных задач и трудностей, спрашивайте у него советов. Только так вы сформируете у него ощущение важности и нужности собственного мнения.

Говорите с ребёнком о себе

Доверие – главная деталь успешного преодоления всех кризисов. А как научить ребёнка доверять вам, если не довериться ему самому? Попробуйте не с порога спрашивать у него стандартный набор вопросов: "Как дела к школе? Ты покушал?", а, наоборот, сначала за совместным времяпровождением расскажите ему про свой день, про повседневные трудности, с которыми вы столкнулись, и как вы из них вышли. Рассказывайте ему о своих чувствах и эмоциях, дайте понять, что проявлять свои эмоции – это нормально и безопасно.

Показывайте пример

Главный принцип любых воспитательных действий — наглядно-действенный пример. Не забывайте про это. Ведь если внушать ребёнку, что кушать в детской на кровати плохо, но при этом самому, приходя поздно с работы, ужинать в постели перед телевизором, у подростка просто не остаётся выбора – он будет продолжать кушать в детской на кровати. Нерушимые, бескомпромиссные правила, установленные в вашей семье, должны исполняться всеми её членами без исключений.

Интересуйтесь его увлечениями

Так вы сможете, во-первых, лучше понимать его внутренний мир, во-вторых, покажете ему, как он важен для вас и, в-третьих, окажете ему поддержку и сформируете ощущение силы в его начинаниях

Уважайте его право на самопознание

Если вы видите, что ваш подросток уже который час валяется на кровати, разглядывая потолок, а ваши попытки активизировать его активность безрезультатны, то оставьте его валяться. В данный момент он вовсе не бездельничает, в его голове идёт колоссальный труд по самопознанию, развитию своей души. Давайте ему время на такое уединение.

Ему по-прежнему нужны объятия

Не отказывайте ему в тактильной и эмоциональной близости. Помните, как выше мы рассматривали ту ситуацию, где такой "взрослый и самостоятельный" тинэйджер вдруг соскучился по маме? – Так вот, следует дать ему ощущение той близости, маминой заботы и безусловной любви, как в раннем детстве. Если ребёнок идёт к вам на контакт, просит объятий или капризно требует мороженное, просит посидеть с ним в комнате, пока он не уснёт, хотя ему уже 15 лет – сделайте это.

Когда нужна помощь психолога?

Да, безусловно, переходный возраст идёт в одну ногу с трудностями, но, когда трудности перерастают в проблемы, мешающие нормальному функционированию ребёнка в социуме, то стоит посетить специалиста психолога. Рассмотрим моменты, при которых родителям рекомендуется посетить психолога вместе со своим ребёнком.

У ребенка склонность к самоповреждению

Самым важным моментом, при котором стоит обратиться к специалистам является угроза собственной жизни или жизни других людей. Если вы заметили, что ваш ребёнок склонен к самоповреждающему поведению (самостоятельно делает себе порезы на руках, бёдрах, прячет и скрывает следы или, наоборот, открыто демонстрирует их, при резких агрессивных аффективных реакциях склонен к само избиению, высказывает суицидальные мысли) или высказывает жестокие мысли или совершает жестокие действия по отношению к другим людям – ответ однозначен, с этой проблем справиться самостоятельно невозможно, нужно подключать специалистов.

Не стоит стараться скрыть эту проблему, это только усугубит её течение и ещё больше отодвинет подростка в непонимание себя и окружающего мира. Ведь такие действия — это не просьба, а уже крик о помощи.

Невротические реакции

Дети с невротическими реакциями определенно нуждаются в помощи специалиста. К таким реакциям относятся: расстройства пищевого поведения (компульсивное переедание, булимия, ограничение себя в пище и проч.), страхи, тики, бессонница, тревожность, резкие перепады настроения, которые длятся более двух недель и существенно мешают совершению обычных бытовых и социальных задач.

Нет контакта со сверстниками

Трудности в коммуникации со сверстниками – полное отсутствие друзей, травля в школьном или другом коллективе, насилие в сторону вашего ребёнка.

Повторяющиеся эпизоды воровства

При повторяющихся, не поддающихся родительскому воздействию, эпизодах кражи вещей и денег из дома или других мест.

Снижение школьной успеваемости

Резкое снижение успеваемости в школе, отсутствие мотивации к образовательной деятельности и не способность к её формированию. Не забываем, что снижение успеваемости в школе характерная черта кризиса, но обратиться к психологу стоит лишь в том случаем, когда это снижение действительно резкое и стойкое по времени и интенсивности.

Приступы ярости

Подростки склонны к грубости, но, если при проявлении этой грубости ребёнок испытывает не злость, а настоящую ярость, если в эти моменты родителю самому становится страшно с ним, то также следует обратиться к специалисту.

Семейный кризис

Если в вашей семье одновременно с подростковым возрастом ребёнка происходят и другие кризисы, к примеру, развод, смена места жительства с тяжёлым расставанием для подростка с прежним местом, потеря близких.

Подростки из неблагополучных семей

Остро нуждаются в помощи и сопровождении психолога подростки из асоциальных и неблагополучных семей.

Зависимости

Если вы замечаете за ребёнком признаки зависимого поведения. К зависимому поведению относится злоупотребление алкоголем, употребление наркотических веществ, зависимость от компьютерных игр, азартных игр и прочее.

Ребёнок сам просит помощи

И, конечно же, стоит обратиться к психологу в том случае, когда подросток сам просит об этом, даже если вы и не заметили в его поведении каких-либо причин.

Мифы о работе психолога

Помимо того, что родителю следует наблюдать за поведением и эмоциональным фоном своего ребёнка, не стоит забывать про первое правило для гармоничного развития подростка – обратите внимание на себя.

Следует развеять некоторые мифы, которые существуют вокруг представлений о работе психолога с подростком:

"Всё можно решить за одну встречу со специалистом"

В большинстве случаев это не так, на первой встрече вы сможете лишь прояснить запрос и договориться с психологом о дальнейших планах на встречи, обсудить их примерное количество и формат работы.

"Измените мне ребёнка"

Это тоже невозможно. В 80% случаев психологи объясняют родителям, что результатов можно достигнуть не с помощью только индивидуальной работы с подростком, а и при работе с вами. Его не изменить, он отвечает своими негативными реакциями на условия среды. А это значит, что приводить к гармонии нужно, в первую очередь, семейную систему. Таким образом, специалисты обычно предлагают формат работы, где ребёнок и родитель имеют свои параллельные индивидуальные консультации, а также некоторые совместные консультации со специалистом.

"Дайте нам совет, а дальше мы уже сами всё решим…"

Психологическая помощь в формате советов не оказывается. Родители и сами знакомы со всеми советами, имеют за своей спиной огромный жизненный багаж, но если никакие действенные способы не работают в конкретно вашей ситуации, то это значит, что проблема кроется на уровне нарушений эмоциональной сферы в вашей семье.

Психологическая помощь в период подросткового кризиса IФото: https://www.pexels.com/photo/people-looking-at-laptop-computer-1595391/

Заключение

Кризис подросткового возраста неизбежен, родителям стоит принять это и найти в себе силы оказывать поддержку ребёнку. Но острота кризиса напрямую зависит от окружающей ситуации. К примеру, гиперопека, зависимые семейные отношения, повышенный контроль к подростку способны лишь только повысить остроту кризиса и затянуть его время течения.

Склонность к фобии
Любительница чистоты помощь психологическая по переписке
Страхи и суицид
Консультация детские страхи
Виды психологической помощи по